Сенсорное развитие детей дошкольного возраста

     Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, расположении в пространстве, а также запахе, вкусе.

          Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

           Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.

          Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов трудовой деятельности.

          Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства. Усвоить сенсорный эталон – это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство объекта. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых разнообразных предметов в самых различных ситуациях.

    Для развития сенсорных способностей существуют различные игры и упражнения, которые помогут раскрыть творческий потенциал ребенка, обогатят его эмоциональный мир.

Осязание. Развить тактильные ощущения, помогут следующие игры:

«Узнай фигуру»

 На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.

«Золушка»

 Дети (2-5 человек) садятся за стол. Им завязывают глаза. Перед каждым кучка семян (горох, семечки). За ограниченное время следует разобрать семена на кучки.

Зрение.

Дети очень наблюдательны. Учите детей по-разному смотреть на один и тот же объект: через стекло, воду, целлофан, цветное стекло, лупу; с различного расстояния и под разным углом зрения: издалека, вблизи, в перевернутом виде, снизу вверх и сверху вниз.

Слух.

Научите ребенка распознавать звуки. Сделать это можно, например, при помощи такой игры. В одинаковые непрозрачные бутылочки положите самые разные предметы: рис, фасоль, перец, речной песок, камушки, канцелярские кнопки, пуговицы, горох и др. Предложите малышу потрясти каждый пузырек и нарисовать то, что он услышал.

Вкус.

        «Вкусное путешествие»

         Попросите ребенка закрыть глаза, чтобы зрительные образы не мешали работе мышления и воображения. Предложите попробовать какой-нибудь съедобный предмет с необычным вкусом, желательно такой, который он раньше не пробовал. Пусть теперь ребенок нарисует свое ощущение.

Обоняние.

Поговорите с ребенком о том, насколько обогащают и оживляют нашу жизнь запахи. Обсудите самые приятные и неприятные запахи. Обращайте внимание на разные запахи, совершая прогулку.

        «Что нам подскажет запах?»

        В пустые не прозрачные бутылочки поместите вещества с характерными запахами: духи, ванилин, мыло, лепестки розы, лук, чеснок, кофе, апельсиновая корка, мята.  Научите ребенка правильно нюхать вещества: держа емкость с запахом на небольшом расстоянии от носа, втягивая ноздрями воздух, нагоняя запах из пузырька к носу ладонью руки. Ребенок должен понюхать все пузырьки и выбрать запах, который ему больше всего понравился.

Совершая путешествие в волшебный мир музыки, звуков, мир вкуса, обоняния и осязания, вы не только будете способствовать гармоничному развитию ребенка, но и откроете для себя все многообразие окружающего и внутреннего мира.

Учитель-дефектолог группы №10 Крайнюкова А.Е.

 

 

 

 

Экскурсия в спортивный комплекс Олимп Арена

       Каждый родитель хочет видеть своего малыша здоровым, весёлым, физически развитым. Для этого ещё с детского сада детям  нужно рассказывать о важности здорового образа жизни, а ещё лучше показывать, где можно развить свои физические способности.

     Педагоги  с ребятами посетили спортивный комплекс «Олимп Арена». У входа ребят  радушно встретили сотрудники спорткомплекса «Олимп». Они провели увлекательную экскурсию по спортивному комплексу, рассказали о важности физических занятий и спорта в жизни каждого человека, особенно ребёнка.

       Спортивный комплекс представляет собой здание, где расположены спортивные залы с раздевалками, судейской и тренерскими помещениями, с трибунами, спортивные залы для бокса, акробатики, гимнастики, вольной борьбы. В большом зале дали детям возможность поиграть с мячами, поиграли в игры-эстафеты.

       По окончанию  экскурсии у  ребят  спросили: «Какое значение имеет спорт для человека?». На что наши дети ответили: «Спорт поднимает настроение, укрепляет здоровье и бодрость духа». Всё это можно получить в прекрасном спортивном комплексе «Олимп Арена».

            Радостные и счастливые ребята  вернулись в детский сад. Экскурсия подарила нам  много новых впечатлений. Многие ребята сразу захотели заниматься спортом. Может быть, кто- то из них в будущем станет известным спортсменом!

Воспитатель группы № 9 Бондарева Е.Н.

 

 

Интересные события из жизни детского сада

     Воспитанники  4 группы  с удовольствием и интересом посещают детский сад. Ежедневно узнают много нового и необычного,  играют в  игры, веселятся на праздниках, соревнуются в спортивных мероприятиях,  участвуют в различных  конкурсах.

      В осенние деньки   с сопровождением  родителей нашей группы  педагогами была  организована  экскурсия в библиотеку. Работники Городской детской библиотеки подготовили интересную увлекательную программу по правилам  безопасности дорожного движения. Дети  охотно отгадывали загадки, рассматривали  интересные красочные  слайды, отвечали на вопросы  викторины с большим удовольствием,  играли и соревновались. Тема безопасности дорожного движения в наши дни всегда насущна и актуальна. Наши юные пешеходы  были очень заинтересованы, показали  хороший уровень подготовки по вопросам ПДД. Родители принимали активное участие в организационных моментах, были увлечены и заинтересованы участием детей.

    В завершении программы ребята посмотрели мультфильм  «Смешарики», где еще раз  вспомнили  о важности и значимости правильного поведения  пешеходов на улицах города. Ребята  остались довольны, делились   впечатлениями с педагогами, родителями, вспоминали  знакомые знаки на улицах города.

Воспитатель группы №4 Задорожная В.В.

Удивительные превращения овощей и фруктов

      Под таким  названием   с 7 по 11 октября  прошла  выставка  в группе  № 8. О том, как полезны  и  вкусны овощи  и  фрукты  дети  и взрослые  знают  прекрасно.  А вот, что  с ними  могут  произойти удивительные  превращения мы  узнали  на  нашей   выставке. Идею  провести  такую выставку  все  приняли  с энтузиазмом.  Сколько выдумки,  фантазии, умения  проявили  родители, воспитатели  и дети.

     Уже в  понедельник в руках  у  Дины и Дани  Должиковых  «горел»  букет  красных  тюльпанов из  сладкого  красного  перца, а «вазой»  для них стала тыква . Вместе с  мамой  они  все выходные  колдовали  над этим восхитительным  «букетом».  А  в  умелых  руках Татьяны Юрьевны Климовой и её детей морковка  вдруг  стала  «бабочкой». Кочан  капусты превратился   в «часы», свекла  – стала  «крыской»,  а   симпатичная «гусеница»   из  яблок  просто очаровала  все ребят нашей группы.  Над  этими удивительными поделками потрудилась семья  Лизы  Аушевой. А вот среди  осенних  листьев спрятался «ёжик»  из  груши  и  виноградинок,  здесь же  притаилась  «гусеница»  из  яблок. Их  вечерами  мастерили  мама – Наталья Александровна  и  сын – Дима  Колесниченко.

     Сколько  эмоций вызвал  «танк»   из капусты, сделанный  папой  и  сыном Гороховыми.

     А когда  в дверях  появилась  Даша  Евтушенко  со своей  поделкой  из  арбуза –  «Ням-Нямычем», все сотрудники и воспитанники детского сада   пришли  в  восторг. Скульптура,  вырезанная  Кириллом  Игоревичем, папой Даши,  просто  шедевр. В  этом  человеке оказывается,   скрывался  настоящий  талант.

      Выставка  удалась. Родители  и дети проявили   заинтересованность,  фантазию, умение и даже открыли  в себе  необычные  способности. А главное,  совместная работа  сплотила  детей  и  родителей, помогла  стать им ближе друг к другу.

    Мы надеемся,  что в  нашей  группе  такие  мероприятия станут традиционными.  Хочется поблагодарить всех, кто   принял  участие  в нашей  выставке  «Удивительные  превращения  овощей и  фруктов».

Воспитатель группы № 8  БродинаТ.П.

 

Развиваем мелкую моторику рук

     О проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей, к сожалению, узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах ручку или карандаш.

      Умелыми пальцы становятся далеко не сразу.

  Игры и упражнения, пальчиковые разминки помогают детям уверенно держать карандаш, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки. Важно, чтобы данные занятия приносили детям только положительные эмоции. Не надо вкладывать в еще неумелую и слабую руку ребенка ручку и мучить его работой над прописями. Первые неудачи вызовут разочарование, и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, – это будет подкреплять его интерес к играм и занятиям.

    В нашей группе имеются игры и пособия по развитию мелкой моторики: пирамидки, вкладыши различного вида, мозаика, игры с карандашами, конструкторы, дидактические игры и пособия. Некоторые из них были сделаны самостоятельно и с помощью родителей.

   Дети с увлечением складывают пазлы, выкладывают узоры из мозаики, раскрашивают картинки, работают с пластилином, играют с мелким конструктором, вырезают картинки из журналов.

Каждое утро мы с детьми делаем зарядку с элементами пальчиковой гимнастики.

    Все занятия с ребёнком должны приносить радость. Только в этом случае они принесут пользу и приучат всё исследовать и изучать.

Воспитатель группы № 2 Дидяева Т.И.

 

Артикуляционная гимнастика

  Артикуляционная гимнастика – это специально подобранные упражнения для развития подвижности  языка, губ, щёк, уздечки наших ребят.

      Артикуляционная  гимнастика проводится специалистами нашего детского сада с воспитанниками групп для  выработки полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Для правильной и слаженной работы артикуляционного аппарата необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой.

     Ребята  выполняют гимнастику для рук, ног, чтобы они стали сильными, ловкими и умелыми, а  артикуляционная  гимнастика необходима  для речевого аппарата.  Губы и язык  каждого ребенка должны быть сильными и гибкими, способными долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Когда ребенок научится управлять своим язычком, тогда и звуки речи будут произноситься четко и правильно.

     В начальный период обучения артикуляционную гимнастику необходимо выполнять только сидя перед зеркалом. Ребёнок должен видеть то, что делает  его язычок. Ведь мы, взрослые, не задумываемся, где находится язык в данный момент (за верхними или нижними зубами). Это у нас происходит автоматически, а ребёнку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Не огорчайтесь, если артикуляционные упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребёнком, признаваясь ему: «Смотри, и у меня не получается пока, давай попробуем вместе».

Будьте терпеливы, ласковы и спокойны!

Учитель-дефектолог группы №1  Ковалёва М.В.

Экскурсия в музейно – выставочный зал НГГТИ

Унылая пора! Очей очарованье!

       Приятна мне твоя прощальная краса

        Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса.

                                                                                     А.С.Пушкин

       На улице осень в самом разгаре. И настроение осеннее… Осень – самое яркое и прекрасное время года. Осень никогда не повторяется – каждый год она приносит нам что – нибудь новое, неведомое, восхищая и радуя людей прекрасной  погодой.  Осень привлекает художников своей богатой цветовой палитрой. Как обуздать это буйство красок и оттенков.  Как передать на холсте осеннее настроение, игру солнечных бликов на золоте деревьев, осеннюю прохладу, свежесть осеннего утра, опавшие листья, дары осени… Ее красотой восхищались художники, о ее великолепии писали поэты, о ее пленительной магии говорили многие.

       Нам  тоже захотелось прикоснуться к прекрасному. 18 октября  коллектив группы №6 совместно с детьми побывали в музейно-выставочном зале НГГТИ, где  открылась новая экспозиция  художников  «Живописные мотивы».
Новая экспозиция интересна своими авторами, большинство из которых – молодые художники. Выставка объединила всех под общим тематическим названием «Живописные мотивы» –  красоту осенних пейзажей, неописуемое разнообразие русской природы. Мы увидели на выставке разные стили и жанры: портреты, пейзажи, натюрморты. Для передачи своего влюбленного взгляда на мир каждый автор избрал для себя разнообразную живописную технику: масло, акварель, пастель, графику.

       Заведующая выставочным залом Людмила Федоровна рассказала о художниках, в какой технике выполнено то или иное произведение, помогла понять настроение каждой картины.

      На выставке были представлены работы жителей Ставропольского края Евгении Сосновского «Девочка и розы», «Портрет дочери», «Портрет внучки».  Очень красивая картина «Противостояние» Дианы Шинкаревой, выпускницы НГТИ. Великолепные портреты и пейзажи представил член творческого союза Юрий Гончарук. Из уже известных выставочному залу НГГТИ авторов можно назвать Ирину и Татьяну Плетневых, Очкурову Наталью, Игоря Сердюкова, Василия Скляра и многих других. Просторы вселенной представил Николай Орлов, планерные работы Елены Фоменко, философские Виктора Бормова.

     Дети с удовольствием рассматривали яркие, красочные, впечатляющие  произведения искусства. Все картины обладают редким качеством – захватывающей, неотразимой притягательностью. Всех поразило буйство и нежность красок, радость и ощущение нескончаемости живого мира, запечатленных в полотнах. Пейзажи, посвященные родному краю, знакомым местам полны света и солнца, влекут к себе, захватывают внимание. В каждой работе поражает тонкость исполнения и красота.  Необыкновенная игра красок с широчайшей цветовой палитрой дают удивительные художественные эффекты и просто радуют взгляд.

 Огромная благодарность гостеприимной хозяйке музея НГГТИ за интересную экскурсию и доставленное удовольствие. Словами восторг очень сложно передать! Спасибо всем, кто устроил этот прекрасный праздник души!

  Дети узнали много нового об искусстве живописи, о его видах, о художниках, получили заряд энергии, хорошего настроения и вдохновения.

Воспитатель группы №6 Василенко И.М.

 

Я с бабушкой и дедушкой дружу давным – давно

Теплый день осенний

Солнцем позолочен.

Радостной работой

Ветер озабочен.

Кружит листопадом

Осени в усладу,

Седину ласкает

Старикам в награду.

В этот день октябрьский

По веленью века,

Чествует природа

Пожилого человека.

Н.Майданик

   1 октября по всей России отмечают прекрасный праздник – Международный  день пожилого человека. Ребята из группы № 6 посетили Центральную библиотеку, где ближе узнали о замечательном празднике. Для ребят это была первая экскурсия в удивительный мир книг. Развлечение подготовила библиотекарь ЦДБ Алла Назаренко.

    С большим интересом, с горящими глазами отгадывали загадки  о сказках, в которых главными персонажами выступают бабушки и дедушки, отгадывали и дружно подпевали весёлые песенки о бабушках. С нескрываемым азартом принимали участие в познавательных  конкурсах: «Кулинар», «Бывает – не бывает», «Загадки – отгадки», «Намотай клубочек». Очень понравился конкурс «Угадай из какой сказки предмет?». В этом конкурсе на помощь ребятам пришли родители, которые с удовольствием помогали ребятишкам. Угадали все сказки: «Дюймовочка», «Снежная королева», «Золушка», «Принцесса на горошине», «Малыш и Карлсон». Захватывающе прошел конкурс «Раскрась картинку». Для этого конкурса разделились на две команды и принялись за раскрашивание. Старались все и, конечно, победила – Дружба!!!!!

  В завершение экскурсии дети посетили читательский зал, где ребят познакомили с имеющимися книгами, с правилами бережного пользования книгами и правилами поведения в библиотеке.

  Вышли ребята с огромными эмоциями и множеством впечатлений!

Учитель-дефектолог группы №6 Погребная В.И.