Вовлечение родителей в жизнедеятельность ДОУ

«Семья – это не те, кто тебя балует и следует всякому твоему капризу. Это те, кто сражается за тебя и за кого сражаешься ты».
Джонн Депп

Взаимодействие с родителями всегда было неотъемлемой и важной частью деятельности ДОУ. Введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО для детей с ОВЗ) придает этому направлению работы принципиально новую значимость, ведь ключевая идея нового стандарта – это общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством.
Интеграция родителей непосредственно в процесс реализации адаптированной основной образовательной программы образовательного учреждения является самой большой проблемой. Вовлечение родителей в жизнедеятельность образовательного учреждения остаётся весьма трудной задачей. И здесь, как нельзя, кстати, необходим профессионализм педагога и доверие к нему родителей – вот эти два краеугольных камня, которые могут служить мостиком в создании сотрудничества школы и семьи в условиях реализации стандартов нового поколения.
Для педагогов не является новостью, что для достижения положительной динамики развития ребенка с ОВЗ необходимы не только занятия со специалистами, но и активное участие родителей ребенка в процессе коррекции. Причём это – не просто требование и «прихоть» педагогов, это прямая обязанность родителей. Зачастую родители ведут себя достаточно пассивно: не всегда уделяют время домашним занятиям, не обращаются за консультацией к педагогам. Причины такой пассивности могут быть разные: нехватка времени, недооценивание проблемы ограниченных возможностей здоровья ребенка, не осознают своей роли в воспитании и развитии детей с особенностями развития. Многие родители просто боятся показаться неопытными и необразованными перед педагогом. Но в итоге то самое необходимое взаимодействие специалиста с родителями минимизируется, либо вообще отсутствует, что, в свою очередь, негативно сказывается на результативности коррекционной работы с ребенком с ОВЗ.
Даже если родители детей с ОВЗ не желают идти на контакт со специалистами, не проявляют активность во взаимодействии, мы, как педагоги, обязаны поддерживать с ними связь, организовывать совместную работу.  Родители имеют преимущественное право и обязанность представлять интересы своих детей и защищать их от возможных нарушений.
Таким образом, родители имеют приоритет перед всеми другими физическими или юридическими лицами при решении проблем организации жизни их ребенка, в том числе и в области обучения.

Воспитатель группы № 6 Василенко И.М.

Берегите лес – наше богатство

Мы, с ребятами,  провели  ряд бесед, посвященных деревьям, так как произошел неприятный случай – ребенок сломал верхушку у саженца, который мы вместе сажали. Играя в сюжетно – ролевые игры, дети рвут листики, используя их как предметы заменители.

Что бы дети поняли, что этого делать нельзя я перед ними ставила задачи.

– Чем мы дышим?

– Где вьют гнезда  птицы? Живут белки?…

– Какую пользу приносит дерево?

– Какие плоды есть на деревьях?

– Когда много   диких деревьев, то это что?

– Дерево – это живой организм или нет?

– Что нужно дереву для роста?

Для закрепления материала проводила  дидактические игры – «С какой ветки эти  детки», «Назови дерево», подвижные игры «К клену … – беги» «Дерево – пенек», закрашивали контурное изображение деревьев.

После таких бесед дети знают, что среда это не только день недели, но и место обитания. У птиц это дерево-лес и с исчезновением леса могут исчезнуть их обитатели. Под деревом можно укрыться в знойный день в тени, когда кругом много деревьев и другой зелени это красиво. Из дерева можно изготовить много разных предметов, игрушек, а еще это строительный материал. Для этого рубят  вековые деревья и взамен сажают новые. Во время бесед дети расширяют свой словарный запас – тайга, чаща и другие слова. А еще научились узнавать, сколько лет спиленному дереву.

Я уверена, дети понимают, что дерево это живой организм и его надо беречь.

Воспитатель группы №9 Бажан О.В.

Проектное управление

Методические рекомендации по подготовке паспорта приоритетного проекта

Постановление Правительства РФ от 31.10.2018 № 1288 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации»

Приказ «Об организации проектной деятельности в системе образования города Невинномысска»

Проект по реализации городской целевой программы «Человек. Гражданин. Патриот 2021-2025 гг.» и программы «Сохранение традиционных семейных ценностей и формирование здоровой семьи»

Отчет о мероприятиях, посвященных Дню освобождения города Невинномысска от немецко-фашистских захватчиков в 1943 году

Сказкотерапия, как метод профилактики тревожности у детей

Сказкотерапия — это чтение литературных произведений, в которых раскрывается сила добра и слабость зла. После чтения необходимо провести беседу. Отвечая на поставленные вопросы ребёнок учится давать собственную оценку действиям и поступкам героев, становиться на место как «злых», так и «добрых» персонажей, формируя тем самым способности к эмпатии.

Сказкотерапия – имеет свои возможности для становления произвольного поведения, профилактики и коррекции уже закрепившихся недостатков. Литературные произведения (сказки, былины, рассказы, басни и др.) воспринимаются ребенком не как вымысел, а как особая реальность. В процессе чтения, слушания произведения дети учатся понимать не только чувства, поведение, поступки героев, но и свои собственные, получают представления об иных возможных способах поведения; имеют возможность проявить личные эмоции и сравнить их с эмоциями других детей. То есть усиливается способность ребенка анализировать и контролировать свои эмоциональные реакции, поведение. На примере работы со сказкой детям можно предложить индивидуальное или коллективное придумывание продолжения известной сказки; рисование по мотивам сказки.

В сказке, как правило, представлено множество моделей поведения в различных ситуациях, которые ребенок имеет возможность «прожить», эмоционально переработать, «присвоить» и перенести в реальную жизнь.

Воспитатель группы № 5 Горбанёва В.А.

Роль игры при подготовке детей к школе

«Игра – это школа произвольного поведения» (Д. Б. Эльконин)
«Игра – школа морали в действии» (А.Н. Леонтьев)

Дошкольный возраст – замечательный период в жизни любого человека. Это время, когда развиваются мотивации, желание что – то делать, выражать себя, творить, общаться. Всё это происходит в собственной активности ребёнка – в игре, рисовании, конструировании, танцах, песни.
Игровая деятельность – ведущая для ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок примеряет на себя новые роли, учится жизни. Недооценивать значение игры в развитии дошкольника нельзя. Ведь учебная деятельность формируется только с семи лет. А значит, для того чтобы научить ребенка чему-то новому, надо учить его в игре. Подготовка к школе заключается не в том, чтобы научиться читать и писать. Многие думают, что чем раньше ребенок начнет читать и писать, тем более развит он будет. Но это абсолютно неверное представление. Письмо – это навык, который практически ничего не дает для личностного развития, для мотивации. Лучшая подготовка к школе- это нормально прожитые детские годы. Учите детей играть! Как часто родители слышат от ребёнка: «Поиграй со мной, ну пожалуйста». И какую радость он испытывает, когда мама и папа, оторвавшись наконец от бесконечных дел и забот, соглашаются побыть пациентом в больнице, покупателем в супермаркете или клиентом в парикмахерской.
Игра для ребенка – это не только удовольствие и радость. Это мир, в котором он живет, через который постигает жизнь, учится строить взаимоотношения с другими людьми. С помощью игры можно развивать память, внимание, мышление, воображение – психические функции, необходимые для успешного обучения в школе, благополучной адаптации в новом детском коллективе. «Именно в игре проявляются разные стороны личности ребенка, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Что бы вы ни делали, к чему бы ни стремились, окунитесь в мир детства так, как, по вашим представлениям, купается в нем ваш ребенок. И надо это сделать быстрее, иначе можно опоздать на целую жизнь».
Игра имеет самое непосредственное отношение к подготовке к школе. В ней есть все, что необходимо для полноценного развития ребенка. И в этом ее незаменимое значение. В играх ребенок формируется как активный деятель: он определяет замысел и воплощает его в игровом сюжете. Он по своему усмотрению вносит коррективы в игровые планы, самостоятельно входит в контакты со сверстниками, пробует свои силы и возможности. Самостоятельность, активность, саморегуляция – важнейшие характеристики свободной игровой деятельности — оказывают неоценимую роль в формировании личности будущего школьника. Если сюжетно-ролевые игры оказывают более широкое общеразвивающее влияние на личность дошкольника, то игры с правилами (дидактические игры) самым непосредственным образом связаны с предстоящей учебной деятельностью и поведением учащихся. В играх с правилами происходит своеобразное моделирование, проигрывание ребенком ситуаций и действий, в значительной степени приближенных к учебной деятельности. В любой дидактической игре всегда есть игровая задача, которую ребенку следует понять и принять (узнать, каких предметов больше, убрать лишние игрушки, найти одинаковые); чтобы ее решить, необходимо выполнить определенные действия (сравнить, проанализировать, измерить, сосчитать). Многие игры с правилами, например настольно-печатные, требуют от ребенка довольно сложных действий, выполнения одновременно нескольких условий, в таких играх развивается и необходимая будущему школьнику произвольность поведения и общения со взрослыми и сверстниками.
Играя дома вместе с детьми, важно соблюдать несколько условий:
 Четко и выразительно разъяснять детям задачу и правила игры.
 Занимать в игре позицию равноправного партнера. Сопереживать играющим, живо и эмоционально реагировать на ход игры, проявлять интерес к действиям ребёнка.
 Во время игры давать ребёнку возможность быть в роли как участника, так и ведущего.
 Варьировать задания и правила игры, развивая способность произвольно перестраивать свое поведение в соответствии с изменением игрового содержания.
 Обязательно поощрять победителя игры.

Учитель- дефектолог Ступакова Л.В.

Лого – фасциальный массаж, как способ коррекции речевых нарушений

Лого-фасциальный массаж – это непосредственное взаимодействие и контакт на поверхность и глубокие слои организма. Цель данного массажа в коррекционном исправлении речи с помощью фасциальной системы организма и которая улучшает, восстанавливает, укрепляет и систематизирует работу всей костно-мышечной системы.

Лимфодренажный и оздоровительный эффект, а также гармонизирующие возможности лежат в основе лого-фасциального массажа и является самостоятельным видом массажа из основных применяемых в медицине.

ЛФМ (Лого-фасциальный массаж) включает в себя 5 этапов систематизированной коррекции мышечно-фасциальных и речевых  нарушений у детей с различной тяжестью речевых патологий.

Остановимся на этих 5 этапах конкретнее.

  1. Работа начинается с массажа грудного отдела, шейного отдела и лицевого отдела.
  2. На втором этапе подключается массаж внешнего артикуляционного аппарата
  3. Далее к массажу артикуляционного массажа подключается постановка звуков.
  4. Особое внимание уделяется не только артикуляционной гимнастике, но и голосовой, и дыхательной. Параллельно с массажем идет автоматизация поставленных звуков.
  5. На заключительном этапе особое внимание уделяется автоматизации поставленных ранее звуков в логах, словах и фразовой речи.

                             Показания к проведению данного вида массажа:

– фонетико-фонематическое недоразвитие речи

– фонетико-фонематическое недоразвитие речи

– дислалия

– общее недоразвитие речи

– задержка речевого развития

– темповая задержка речевого развития

– тяжёлые множественные нарушения развития

– логоневроз и  заикание

– дисфония

– дизартрия

– моторная алалия

Благодаря последовательной работе на прорабатывании мышц от дальних зон (грудной, шейный отдел, голова, жевательные, мимические, скелетные мышцы) и потом только мышцы языка, дает отличительную черту от основных логопедических методик направленных на коррекцию речевых нарушений у детей.  Также можно отметить, что применение зондов и зондозаменителей как более тонкий инструмент применяется только после проработки подъязычной диафрагмы ручным способом.

Учитель-дефектолог Кузьминова Э.Ю.

Ценность игрушек у современных детей

Наблюдая  за играми детей, их любимыми  игрушками, педагоги приходят к выводу,  что ценность игрушек у современных дошкольников очень снизилась.

Раньше у девочек всегда была одна  любимая кукла или  всего лишь несколько кукол.  Каждая кукла проживала с ней её детство. У каждой было своё имя, которое девочка могла  вспомнить даже спустя много  лет. Куклы были её дочками. Она общалась с ними как с живыми.  Девочка кормила кукол по утрам, а вечером укладывала спать.  И даже когда у куклы  отрывалась резиновая рука, она прибинтовала её к туловищу и продолжала играть. Кукла – инвалид. Так бывает. Но  это был не повод расставаться с ней. Это повод относиться к ней ещё бережней. Периодически нужно было стирать куклам одежду ,а на зиму шить пальтишки.
У большинства девочек   нашего времени кукол вообще  не сосчитать, да они и не любят с ними играть, забывая даже  про существование некоторых. Потом случайно находит её в куче других игрушек. Нет идеи, что надо шить кукле теплую одежду. Если захочется поиграть куклой в теплой куртке, она попросит купить куклу в теплой куртке. А грязное платье или сломанная рука – это повод купить новую куклу.

Хотя, новую куклу можно покупать и без повода. Бабушка, например, в гости с пустыми руками не ходит. Она каждый раз что-нибудь с собой приносит. Какую-нибудь недорогую игрушку. Развлечение на день. Поиграть и забыть. Настолько закрепившаяся традиция, что ребенок уже не представляет, что бабушка может прийти без игрушки. Поэтому при встрече говорит не «Как дела?», а «Что ты мне принесла?»

Ценность с общения сместилась в сторону потребления.
Казалось бы, что в этом плохого? Чем больше, тем лучше. Разве не так? А помните сказку «Цветик – семицветик»?  Эпизод, когда девочка загадала, чтобы все игрушки мира были у неё. Она очень быстро пожалела о своём желании. По факту это оказалось больше проблема, чем радость.
Недостатки изобилия игрушек:

Отсутствие бережливости и аккуратности.  Нет смысла беречь игрушки, если это легко восполняемый расходный материал. Быстрей сломаю- быстрей новая появится.
Отсутствие привязанности.   Сложно иметь любимую игрушку, если почти каждый день появляется новая.

Между тем, заботясь о любимой игрушке, ребенок учится заботиться о себе, о других. Через отношения с игрушками закладывается модель отношений с людьми. Если игрушки не ценятся, если быстро заменяются на новые, то ценность отношений тоже может быть невысокой. Устойчивые связи заменяются многочисленными новыми знакомыми.

Сложно приучать к порядку. Игрушек должно быть столько, чтобы их легко было прибрать. Несколько игрушек легко поднять и расставить по местам. Полсотни игрушек ребенку сложно прибрать. Физически тяжело.

Сложно обрадовать ребенка. Меньше поводов радости. Всем же понятно, что мороженое раз в месяц вкуснее, чем это же мороженое два раза в день на протяжении всего месяца. Наступает пресыщение. С игрушками так же. Это кажется парадоксальным: чем больше игрушек, тем меньше радости. Эмоции на очередную игрушку уже не такие сильные. Сильнее -на её отсутствие.

Отсутствие ценности. Часто новая игрушка приобретается спокойствия ради. Проще купить, чем выслушивать истерику. Тем более это не такая большая сумма, нервы дороже. Так появляется десятый робот или пятнадцатая лошадка-пони.

Когда мы абсолютно ни в чем не отказываем ребенку, мы не учим его выдерживать отказ, и не учим мечтать. Игрушка, которую ребенок долго ждал, на которую копил и, может быть, в чем-то другом себе отказывал ради этой игрушки, она, при равной стоимости, более ценная, чем та, которую он заполучил по первому требованию. Ценная и в воспитательном плане тоже. Он учится ждать, учится расставлять приоритеты, планировать покупку.

Отсутствие пространства для развития фантазии. «Голь на выдумку хитра» Когда что-то нужно, а этого нет, в ход идут подручные средства. Для игры в магазин нам в своё время было достаточно выйти на улицу и найти подружку. Все, что нашли под ногами – листья, трава, пробки, стеклышки -становилось товаром. Фантики насобирали – это деньги. Сейчас же есть игрушечные овощи, фрукты, прочие продукты. И деньги игрушечные напечатали. Все есть -игры нет! «Маша, почему ты не играешь?» Нет игрушечного кассового аппарата. Надо купить. Ах, у ребенка нет фантазии. Надо купить вместе с кассовым аппаратом дидактические игры для развития фантазии…

Нет. Не надо. Лучше всего развивает фантазию пустая коробка. Из нее можно сделать и кассу, и кукольный дом, и ширму для кукольного театра, и кроватку для мишки, и кузов грузовика, и даже слона, если приклеить уши из картона.
Появление новых проблем и дополнительных трат. Приобретая игрушку – вы приобретаете необходимость где-то ее хранить. Накупили игрушек – надо купить комод для игрушек, а потом докупить квадратные метры жилья, потому что в детской уже комоды ставить некуда.  Можно, конечно, не хранить игрушки в большом количестве, а периодически проводить «зачистку», выкидывая то, чем давно не играли. Но как же экология? В современном мире остро стоит проблема мусора. Насколько разумно решать вопрос заваленной детской, заваливая мусором планету?

Главное при выборе игрушки – просто подумать, что она собой представляет, какие качества может сформировать, чему научит и что разовьет.

Детская игрушка должна быть безопасна для жизни ребенка.

Игрушка должна вызывать добрые, гуманные чувства. Провокаций агрессивности вокруг и так достаточно.

Соответствовать возрасту ребёнка

Стимулировать активные самостоятельные действия ребенка

Игрушка должна приносить эстетическое удовольствие. Важное достоинство – связь игрушки с культурными традициями своего народа.

Лучше, чтобы игрушка была полифункциональной. Правильно подобранная игрушка позволит ребенку придумывать различные сюжеты для игр, а значит, и чаще будет востребована!

Воспитатель группы № 8 Бродина Т.П.

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма – проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с раннего возраста. Задача взрослых воспитать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения. Обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах в период нахождения ребенка в детском саду, может уменьшить тяжелые последствия и возможность попадания его в ДТП.
Мы, с ребятами, посетили первый в нашем городе специализированный Центр по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в школе №5. Руководитель центра побеседовала и познакомила детей с правилами дорожного движения. Ребята отгадывали загадки, находили дорожные знаки с помощью современных технологий, интерактивных макетов, обсуждали проблемные ситуации на дорогах, вспомнили, что обозначает каждый сигнал светофора. Дети, работая в команде, с огромным желанием рисовали дорожный знак и рассказывали о нём. Особенно ребятам понравились велотренажёры. С удовольствием примеряли защитный шлем. Интересно и познавательно было не только детям, но и взрослым, нашим родителям. Очень важно воспитывать у детей чувство ответственности за своё поведение на улице и добиваться того, чтобы соблюдение правил дорожного движения стало для них привычкой.
Воспитатель группы №9:  Бондарева Е.Н.