Дети растут, учатся, развиваются – это в них заложено. Посещение музеев и выставок для ребенка намного больше, чем занимательная прогулка. Это выход из пространства привычных впечатлений, из рамок своего дома. Из обыденности. Маленькому человечку очень важно как можно чаще попадать в новое пространство. Это развивает его кругозор, дает новый опыт и новые впечатления.
Мы так хотим, чтобы наши дети выросли культурными и хорошо воспитанными. А посещение выставок картин и музеев развивает в детях эстетический вкус, творческое воображение, помогает формировать грамотную речь, усваивать правила этикета, хорошие манеры.
А думали ли вы о том, что посещение выставок – это один из видов культурного семейного досуга?
Отдых с семьей – один из важных моментов для сплочения семьи, а посещение выставок и музеев с детьми, учит дошкольника понимать и ценить искусство, узнавать историю. Рассматривая картины, иллюстрации дети способны непосредственно выражать к ним свое отношение, то есть у них развивается эмоционально – познавательная активность, способность к сопереживанию. Взрослые и дети в процессе такого общения познают друг друга глубже: родителям представляется возможность взглянуть на своего ребенка со стороны, услышать его, поговорить с ним не на бегу, а обстоятельно и вдумчиво
Музеи и выставки – это замечательные помощники для тех мам и пап, которые хотят всесторонне развивать своего ребенка.
Пять причин почему ребенку необходимо посещать выставки и музеи?
Первая: На выставке ребенок учится созерцать и тонко чувствовать произведение самостоятельно.
Второе: Развивается способность к размышлению, ребенок учится глубже понимать, чувствовать и анализировать свои чувства.
Третье: Развитие концентрации. Любуясь предметами искусства, ребенок учится не отвлекаться на посторонние шумы, разговоры и другие факторы. Это прекрасное упражнение для концентрации и внимания.
Четвертое: Развитие хорошего вкуса.
Пятое: Понимание основ этикета. На выставке, как правило, царит тишина и спокойствие. Посетители заняты созерцанием произведений и погружены в свой внутренний мир. Ребенку даже не придется объяснять как себя вести – атмосфера выставки дает возможность понять все самому.
Посещать выставки и музеи можно начинать с трехлетнего возраста.
Мы растем и крепнем
Выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский справедливо сказал: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя.
Физическое развития детей дошкольного возраста требует сегодня от воспитателей, преподавателя глубоких знаний и творческого подхода. Именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивный рост и развитие важнейших систем организма и их функций, закладывается база для всестороннего развития физических и духовных способностей. Основой всестороннего развития ребенка в первые годы жизни является физическое воспитание. Организованные физкультурные занятия, а также свободная двигательная деятельность улучшают деятельность сердечно – сосудистой, дыхательной и нервной системы, укрепляют опорно-двигательный аппарат, улучшают обмен веществ. Они повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма.
Болезненный, физически плохо развитый ребенок обычно отстает от здоровых детей в учебе. У него хуже память, его внимание быстрее утомляется, и поэтому он не может хорошо учиться, а родители и даже педагоги нередко ошибаются, считая ребенка ленивым. Эта слабость вызывает также и самые различные расстройства в деятельности организма, ведет не только к понижению способностей, но и расшатывает волю ребенка. Правильно организованное физическое воспитание способствует формированию хорошего телосложения, профилактике заболеваний, улучшению деятельности внутренних органов и систем детского организма. Положительные эмоции, эмоциональная насыщенность занятий являются основными условиями при обучении детей движениям. Подражание рождает эмоции, которые активизируют ребенка. Кроме того, заинтересованность положительно действует на двигательную активность детей. Освоение движений хорошо влияет и на развитие речи ребенка.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». Поэтому крайне важно правильно поставить физическое воспитание именно в этом возрасте, что позволит организму малыша накопить силы и обеспечит в будущем не только полноценное физическое, но и умственное развитие.
Воспитатель группы №1: Корненко Г.Г.
Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук
Дошкольный возраст – это, прежде всего, возраст игры, возраст развития творчества, воображения, любознательности. Если будут развиваться пальцы рук, то будет развиваться речь и мышление ребёнка. Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста.
Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Предлагаем вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.
1.Пальчиковая гимнастика.
Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:
– способствует овладению навыками мелкой моторики;
– помогает развивать речь;
– повышает работоспособность головного мозга;
– развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;
– развивает тактильную чувствительность;
– снимает тревожность.
Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи рук.
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ШАГИ.
Развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с предметами.
2.Игры с пробками от бутылок
Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это – «лыжи».
Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:
Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы.
То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.
Мозаика из пробок (примеры картинок)
3.Игры с прищепками
Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
-Сильно кусает котенок-глупыш, он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук)
Но я, же играю с тобою, малыш, а будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш! ».
4.Игры с крупой, камнями.
Крупа – очень полезный и приятный материал для занятий с ребенком. Для игр с крупами подойдет все, что есть в доме: гречка, фасоль, семечки, горох и даже обычная соль, ну и конечно различные емкости, ложечки и сито.
1) Прячем ручки.
Возьмите большую миску, высыпьте в нее крупу – гречку, рис или пшено, опустите в нее руки и пошевелите пальцами. Ребенок непременно захочет присоединиться. Можно играть в прятки с ручками: «Где мои ручки? Спрятались. Давай и твои ручки спрячем?!». Можно потереть ладошкой о ладошку: «Так приятно!».
2) Ищем секрет.
Спрятать можно не только ручки, но и игрушки, различные предметы, крупную фасоль.
Предложите ребенку отыскать их. А если мисок будет больше и в каждой будет свой секрет, то без сомнения интерес возрастет еще больше!
3). Пересыпаем крупу.
Пересыпайте крупу при помощи стакана, ложки, совочка, а может даже ладошек из одной ёмкости в другую. Пересыпайте над миской крупу из руки в руку. Используйте разные крупы – рис, горох, манка… Обратите внимания, что звук от каждой крупы свой, уникальный: от гороха – звонкий, от риса – приглушенный, от манки – практически беззвучное шуршание.
4) Покормим птичек.
Возьмите на улицу с собой пшено, семечки и покормите птиц.
Игра «Золушка»
Перед вами лежат перемешанные семена гороха, фасоли и киндер – игрушки. За 30 секунд, вы должны их рассортировать. Когда ребенок научится делать это достаточно быстро, можно усложнить задание: например, завязать ему глаза.
Ребенка можно увлечь полезным для развития мелкой моторики занятием – выкладыванием камешков по заданным линиям.
5.Слоник своими руками.
Слоник таит в себе множество мелких предметов и детских игрушек.
Играть с таким слоником очень просто: ребенок засовывает руку в «хобот» и пытается на ощупь определить, что ему попалось.
6.Игры – шнуровки.
Можно использовать как фабричного производства, так и выполненного своими руками. Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки, развивают творческие способности, способствуют развитию точности глазомера, последовательности действий.
Дорогие Родители! Вызывайте положительные эмоции у ребенка!
Употребляйте слова и фразы, несущие оптимистическую окрашенность, например: «Как интересно!», «Какой ты молодец, у тебя все получается!», «Красота!».
Воспитатель группы №9: Бажан О.В.
Влияние пальчиковой гимнастики на сенсорное и умственное развитие ребенка
Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во 2 веке до н.э. в Китае. Игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в оптимальном состоянии.
Японский врач Намикоси Токудзиро разработал оздоравливающую методику воздействия на кисти рук, а через них и на внутренние органы человека, рефлекторно связанные с ними. Массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.
В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. Популярность занятий объясняется их оздоравливающим и тонизирующим эффектом. Регулярные упражнения с шарами, зажатыми в кисти рук, улучшают память, умственные способности, устраняют эмоциональное напряжение, нормализуют деятельность сердечнососудистой и пищеварительной системы, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.
В Японии широко используют упражнения для ладоней и пальцев – с грецкими орехами. Прекрасное оздоровливающее и тонизирующее воздействие оказывает перекатывание между ладонями восьмигранного карандаша.
Талантом нашей народной педагогики созданы игры: ” Ладушки”, ” Сорока-белобока”, ” Коза-рогатая”. Многие родители не знают, что потешки не только развлекают, но и оказывают развивающее и оздоравливающее воздействие. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Воспитатель группы №12: Белова Н.С.
Математика. Как подружиться с наукой?
Математика – фундаментальная наука, «королева» наук. Математика для ребенка – дверь в мир логики, знаков и символов. От того, каким будет его знакомство с этим миром, что он ему подарит, зависит, подружится ребенок с этим миром или будет чувствовать себя в нем чужим, незащищенным.
Проблемы по математике редко возникают внезапно, сами по себе. Основные из них связаны с формированием познавательного компонента и его отдельных составляющих. Наиболее значимыми среди них являются:
– недостатки в пространственных представлениях, затрудняющие формирование понятия числового ряда и его свойств;
– недостаточное развитие понятийного мышления, создающее трудности в формулировании правила на основе анализа нескольких примеров, в запоминании схемы рассуждения при решении типовых задач;
– низкий уровень развития логических операций (сравнения, обобщения и абстрагирования), слабость развития которых не позволяет ребенку выделять существенные признаки изучаемых понятий, классифицировать их и систематизировать;
– особенность мышления школьников – его конкретность, однолинейность, инертность. В этом случае ребенку трудно отвлечься от сюжетной стороны задачи, сделать верные умозаключения, оперировать одновременно всеми нужными для решения задачи данными, перейти от одного способа решения к другому, подобрать способ решения при измененных условиях. Однако эти недостатки являются преодолимыми. Логика – тренируемая функция.
В следующей таблице отражены основные трудности по математике и причины их возникновения.
Трудности | Причина трудностей:
недостаточное развитие… |
Неустойчивый навык счета | Ориентировки в пространстве, наглядно-образного, абстрактного мышления, концентрации и устойчивости внимания, памяти |
Трудности при решении арифметических примеров | Умения планировать свои действия, анализа, синтеза, сравнения, пространственных отношений, произвольного внимания, работоспособности |
Не умеет сравнивать числовые множества | Умения анализировать, наглядно-образного мышления, умения переходить из конкретного плана действия в абстрактный, восприятии и ориентировки в пространстве |
Сложности при запоминании таблицы сложения (умножения) | Памяти, концентрации и устойчивости внимания, приемов учебной деятельности, интеллекта |
Трудности в усвоении последовательности решения математических задач или примеров | Умения планировать свои действия, логической памяти, операций обобщения и систематизации, речи, повышенный уровень тревожности |
Трудности при обобщении | Логического мышления, гибкости мыслительных процессов, медлительность |
Трудности при решении математических задач | Словесно-логического мышления, умения ориентироваться на систему требований и планировать свои действия, памяти, концентрации и устойчивости внимания |
Неумение решать задачи несколькими способами | Гибкости мыслительных процессов, анализа, синтеза, сравнения |
Трудности в понимании объяснения с первого раза | Приемов учебной деятельности, концентрации и распределения внимания, речи, интеллекта, повышенный уровень тревожности |
Трудности с выполнением самостоятельной работы | Приемов учебной деятельности, саморегуляции и произвольной деятельности, организованности |
Трудности в ориентировке
в тетради |
Восприятия и ориентировки в пространстве, зрительного анализа, внимания |
Невнимательность | Саморегуляции и произвольной деятельности, объема и концентрации внимания, работоспосбности |
Замедленный темп мыслительной деятельности | Психических процессов (медлительность), логического мышления, концентрации внимания |
Развить интеллектуальные способности и повысить успеваемость помогут систематические упражнения, которые, в свою очередь, станут помощниками в овладении миром чисел и логики. В этом вам помогут задания и упражнения на развитие логического мышления, кроссворды, викторины, головоломки, применение которых не требует дополнительной подготовки и специального образования.
Учитель-дефектолог группы №2: Колесникова Н.Ю.
Формирование дивергентного мышления у дошкольников
На то, как мыслит и высказывается дошкольник, влияют особенности протекания его мыслительных процессов. Взрослые видят свою задачу в том, чтобы развивать логический и последовательный подход в суждениях детей, упуская развитие дивергентного мышления у дошкольников. Разберемся, что это за вид мышления, и как его формировать в дошкольном возрасте.
Дивергентное мышление характеризуется творческим подходом в решении задач, нестандартными рассуждениями, поиском необычных решений и игнорированием известных алгоритмов и шаблонов.
Его ценность заключается в обнаружении нешаблонных последовательностей и выводов, в достижении оригинальных результатов.
Дивергентное мышление – форма мыслительного процесса, которая предполагает разрушение шаблонов и стандартов, стереотипов и ограничений и подразумевает свободу в решении проблемных вопросов.
Безусловно, мыслительные способности, ориентированные на поиск точного ответа, нужно развивать. Тем более что школьная программа в подавляющем большинстве опирается на конвергентное мышление. Однако в жизни недостаточно мыслить в стандартных рамках. И жизнь умеет подкидывать совершенно нетипичные задачи. Поэтому так важно начать формировать дивергентное мышление у детей еще в дошкольном возрасте.
Понятие дивергентного мышления больше известно как творческий мыслительный процесс. Чтобы понять, что необходимо развивать для становления этого типа мышления, перечислим основные свойства творческого подхода к поиску и развитию идей.
Дошкольник, у которого формируется дивергентный тип мышления, удивляет тем, какие оригинальные образы он может увидеть в облачке или обнаруженной в лесу коряге. Он всем интересуется, задает множество уточняющих вопросов, и сам выдает предположительные ответы.
Такие дети предпочитают сюжетно-ролевые игры иной игровой деятельности, потому что получают возможность детализировать сюжет, видоизменять роли и правила.
Рисунки творческих дошкольников отличаются богатством красок и оригинальностью художественного замысла, а конструкции и поделки – изобретательностью по отношению к формам и выбору материала.
Существует много дидактических игр и упражнений на развитие дивергентного мышления.
Учитель-дефектолг группы № 1: Власова О.П.
Игра – это искра зажигающая огонёк пытливости и любознательности
Игра для ребёнка – это жизнь. Отсутствие активной игровой деятельности может привести к серьёзным нарушениям личностного развития ребёнка. Психологи определяют игру, как особый вид детской деятельности, в котором закладываются основы труда и обучения, приводящие к качественным изменениям психики.
Играя, ребёнок сталкивается с изменениями окружающего мира, как следствием своей игры. Это вызывает у него потребность оказывать активное воздействие на окружающие его предметы, развивает у него интеллектуальные, моральные, волевые качества. Игра помогает формированию личности в целом.
У дошкольника бурно развито воображение, и игра ему необходима, чтобы придумывать, представлять. Так, любой реальный предмет у ребёнка может превращаться в игровой,
Начиная с самого малого возраста, ребёнок учится, играя. Большую роль выполняет игра в организации общения между детьми. Играя, ребёнок учится выстраивать отношения, договариваться, выражать свои эмоции словами, делиться своими мыслями, идеями.
Игра помогает ребёнку набраться опыта, который пригодится ему в дальнейшей жизни.
К сожалению, в современном мире игры, общение нередко вытесняются просмотром телепередач, компьютерными играми. В детских играх стали просматриваться жестокость, агрессия, однообразные сюжеты. Наша задача – помочь детям играть, общаться в игре, строить доброжелательные отношения, а также донести до родителей, что игру ничем нельзя заменить.
Воспитатель группы №2: Дидяева Т.И.
Пока мы помним, они живы!
Третьего сентября 2024 года управлением образования г. Невинномысска была организована поездка в г. Беслан, где 20 лет назад произошла трагедия, унесшая жизни 334 человек.
В 2004 году 1 сентября, в День Знаний, хорошо подготовленная группа террористов на территории школы захватила более 1100 детей, родителей и педагогов. Они три дня удерживали всех в спортивном зале под угрозой взрывов без воды, без пищи и свежего воздуха. С боевиками на протяжении всего этого периода велись переговоры об освобождении заложников, но они ни на никакие уступки не были настроены. В те дни погибло большое количество детей. Каждый год в это время в школе №1 г. Беслан проходят мероприятия с участием детей, учеников школ города, их родителей и педагогов, посвященные этому дню. На митинге читают стихи, рассказывают ситуации и случаи тех трех дней из жизни школы, проводят экскурсии по классам этого здания. В спортивном зале, где боевики удерживали всех заложников, люди оставляют мягкие игрушки, цветы и бутылочки с простой питьевой водой. На втором этаже, вдоль всех коридоров школы, расположены множество баннеров, с изображением фотографий с места теракта. На них установлены и расписана вся хронология и последовательность событий в те дни. В этом году на территории появился новый арт – обьект «Цветы Беслана». Это класс, где по количеству погибших детей расположены цветы красного цвета разные по цвету, величине и форме. Это символ того, в каком возрасте погиб ребенок и на какой день. Это для того, чтобы люди, пришедшие к месту гибели множества неповинных детей одним только взглядом могли определить и понять масштаб всей трагедии. Кроме этого перед школой установлена копия скульптуры мальчика, испытывающего боль, страх и ужас от всего происходящего. Автор этого проекта Renzo Vandi. Оригинал данного памятника установлен в г. Сан Марино в 2006 году, спустя два года после трагедии. В этом году в завершающем моменте на линейке было выпущено в воздух 334 шара в знак количества унесенных жизней, в честь погибших людей. После митинга в школе, люди посещают кладбище, где состоялся митинг в честь всех погибших в тот день на территории школы города. На нем были названы все имена и фамилии детей, родителей и педагогов, чьи жизни унесла эта трагедия.
Никакие фотографии и видео не смогут передать ту боль, те чувства, которые пережили эти невинные люди. Об этой трагедии можно говорить очень долго и много, но считаю, что каждый из нас обязательно должен посетить место, где разыгралась эта страшная трагедия.
Пока мы помним, он живы!
Учитель-дефектолог группы № 8: Игошина Е.В.