Взаимодействие с родителями в ДОУ
Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве. По всем линиям социального развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями. Происходят они благодаря таким факторам как речь и общение с взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые).
Наряду с новообразованиями, в развитии психофизиологических функций возникают сложные социальные формы психики, такие, как личность и ее структурные элементы (характер, интересы), субъекты общения, познания и деятельности и их основные компоненты – способности и склонности. Одновременно происходит дальнейшее развитие и социализация ребенка, в познавательных функциях. Формируются новые уровни психических функций, которым становятся присущи новые свойства, позволяющие ребенку адаптироваться к социальным условиям и требованиям жизни.
При участии взрослых, которые организуют, контролируют и оценивают поведение и деятельность ребенка, выступают в роли источника многообразной информации, происходит включение ребенка в социальные формы жизнедеятельности, в процессы познания и общения, в различные виды деятельности, включая игру и начальные формы труда. Взрослые, родители, воспитатели во многом определяют своеобразие и сложность развития дошкольника, поскольку они включают ребенка в разные сферы жизнедеятельности, корректируя процесс его развития.
В нашем детском саду разработаны формы сотрудничества с семьей:
– Положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей;
– Активизация родительского сообщества в ходе совершенствования работы;
– Учет индивидуальности ребенка;
– Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое считают нужным. Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка;
– Укрепление внутрисемейных связей, эмоционального семейного общения, нахождение общих интересов и занятий. При этом учитывается тип семей и стиль семейных отношений;
– Возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в детском саду и семьи.
Основные принципы при организации работы с семьями:
- Открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок)
- Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей.
- Создание активной развивающей среды, активных форм общения детей и взрослых, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в семье и в детском саду.
- Диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.
Функции взаимодействия педагогов ДОУ с семьей:
- Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно- воспитательного процесса, организуемого в ДОУ.
- Психолого-педагогическое просвещение родителей.
- Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность.
- Помощь отдельным семьям в воспитании.
- Преемственность с общественными организациями родителей.
Социальный педагог Эльяс О.Ю.