Загадка – это особый, интересный, весёлый мир. При всей сложности загадок, отгадывание их – это игра. Играя, ребенок учится решать настоящие логические задачки. Самое главное достоинство загадок в том, что они развивают мышление. Чтобы ребенок дал правильный ответ, он должен много что вспомнить. А значит, мыслительный процесс идет! Дети учатся отгадывать загадки не сразу. Их типичные ошибки заключаются в следующем: дети не дослушивают загадку до конца и торопятся скорее дать ответ, не могут выделить самый главный признак из тех, что описывается в загадке, опускают один из признаков, если он мешает предполагаемой отгадке. Часто мамы и папы удивляются тому, что ребенок не знает ответа и торопятся ему подсказать. Лучше научите ребенка их отгадывать. Ведь правильно и самостоятельно найденный ответ – результат верного хода мыслей. К тому же, привыкая к готовым решениям, дети теряют интерес к предмету разговора. Загадки полны познавательного смысла, содержат много сведений об окружающем мире. Вот как описывается солнце в одной из загадок: «Золотое яблочко по небу катается, с утра улыбается, а улыбка – лучи–очень даже горячи». Эта загадка насыщена ощущениями, звуками, настроением. Она способствует воспитанию эстетических чувств у детей. А как развивает воображение! Такие загадки помогают по-другому взглянуть на самое обыкновенное в этом мире: солнышко, цветок, бабочку. Загадывая загадки, вы приучаете ребенка рассуждать, делать выводы и доказывать свою точку зрения. Чем больше загадок вы загадаете об одном предмете, тем более полно ребенок его изучит. А еще дети любят не только отгадывать загадки, но и загадывать их маме, папе, бабушке или своим приятелям. Запомнить нужно не только саму загадку, но и ответ. Значит, загадки развивают детскую память. Причем делают это ненавязчиво и весело. Рано или поздно ребенку захочется придумать свою собственную загадку. А это в свою очередь очень полезное упражнение для развития творческого мышления, фантазии, воображения. Чтобы работа была увлекательной, загадку, которую загадывает ребенок, взрослый должен отгадывать «с трудом» или «с ошибками». Такая совместная деятельность захватывает детей: им хочется загадать загадки, которые взрослому трудно отгадать. Главное – стремиться к максимально возможному пониманию ребенком загадок! Приступая к отбору загадок необходимо определять доступность их содержания, учитывать полноту, конкретность, точность характеристик, сложность художественного образа, язык загадки, а также опыт ребёнка, его знания. Отгадывание загадок и объяснение вывода (доказательство) требуют от ребёнка умения мыслить, рассуждать, творчески решать логическую задачу, находить убедительную форму выражения своих мыслей. Когда дети овладеют различными способами доказательства, то и отгадывать, а далее придумывать они будут легче и точнее. Обучение детей придумыванию загадок лучше всего начать с загадок, основанных на отрицательных сопоставлениях. Для этого необходимо научить детей сравнивать предметы. Обучение сравнению можно начать с выделения главных признаков предмета. Например:– Ёжик – какой? (колючий, круглый, маленький, серый) – Что еще, кроме ёжика, бывает колючим? (елка, кактус, иголка …) – Что еще бывает круглым? (колобок, солнце, мяч …) – Что бывает маленьким? (муравей, мышка, паучок …) – Что еще бывает серым? (волк, мышь, заяц …) Выбирается по одному обозначению из признаков: ёлка, колобок, муравей, волк. Получается загадка: Колючий, а не ёлка. Круглый, а не колобок. Маленький, а не муравей. Серый, а не волк. (Ответ: ёжик) Загадывать загадки детям лучше тогда, когда отгадываемый предмет находится в поле зрения ребенка. Словесное описание загадки поможет найти нужный предмет среди окружающих вещей (в книгах этой цели служат картинки). Дети постарше уже могут воспринимать загадку на слух. Также в обучении детей отгадыванию загадок помогает предварительное ознакомление детей с теми предметами и явлениями, о которых пойдёт речь в загадках. Загадка становится не просто развлечением, а упражнением в рассуждении и доказательстве, приближает ребёнка к пониманию народной и литературной речи. Отгадывание загадок – весёлый и интересный процесс, который приносит удовольствие и детям, и взрослым, дарит богатые возможности для развития речи, внимания, мышления и воображения ребенка.
Учитель-дефектолог группы №4: Ступакова Л.В.