Консультация для воспитателей: «Портфолио в детском саду»
В настоящее время технология портфолио широко применяется в сфере образования, в том числе в практике дошкольного образования.
Успех не приходит к тебе…
Ты идёшь к успеху.
М. Коллинз
Значимость данной технологии состоит в следующем. Во-первых, она направлена на взаимодействие всех участников образовательного процесса. Дети, педагоги и родители совместно участвуют в создании единого творческого продукта. Во-вторых, это один из способов повышения качества образовательного процесса, так как использование данной технологии способствует достижению положительных результатов деятельности, как индивидуума (ребенка, педагога), так и коллектива в целом (группы, ДОУ).
Что же такое портфолио?
Существуют различные подходы к определению понятия «портфолио». Несмотря на различные в обосновании понятия, все исследователи сходятся во мнении, что портфолио в первую очередь – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений за определённый период.
Основной смысл портфолио – «показать все, на что ты способен».
Чаще всего речь идёт о портфолио дошкольника, – реже о портфолио группы. Не всегда есть возможность и время для создания портфолио дошкольника. В таких случаях поможет портфолио группы, где представлены все достижения данной группы детей.
Методические рекомендации по составлению портфолио группы
Цели и задачи
- Цель портфолио – собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития группы детского сада, усилия, достижения в различных областях, создание атмосферы открытости, общности всех участников образовательного процесса.
- Портфолио помогает решать важные педагогические задачи:
– создать для группы ситуацию переживания успеха;
– поддерживать интерес воспитателей группы к формированию портфолио группы;
– укреплять взаимодействие с семьями воспитанников группы, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития группы и совместной деятельности с дошкольным учреждением.
Порядок формирования портфолио
- Портфолио группы является одной из составляющих рейтинга развития предметно-пространственной и воспитательно – образовательной среды группы.
- Период составления портфолио – в течение всего учебного года.
- Ответственность за организацию формирования портфолио и систематическое знакомство родителей (законных представителей) с его содержанием возлагается на педагогов группы.
- Учёт документов, входящих в портфолио группы, производится воспитателем группы.
Структура портфолио группы
Портфолио группы детского сада состоит:
- «Добро пожаловать!»
(содержит общую информацию, представляющую группу: название группы, возраст детей, педагоги, фотографии или рисунки отдельных уголков группы);
- «Давайте познакомимся!»
(представляет собой фотопортрет всей группы, его также можно оформить в виде детских рисунков или общего коллажа);
- «Наши девочки»
(содержат отдельные описания девочек: их имена, увлечения, любимые игрушки, занятия и многое другое.);
- «Наши мальчики»
(содержат отдельные описания мальчиков: их имена, увлечения, любимые игрушки, занятия.);
- «Наши успехи и достижения»;
- «Наши мечты».
Можно расширить предложенную структуру дополнительными разделами, например – «Что означают наши имена», «Наши праздники», «Кем я буду, когда вырасту», «Наши говорилки» (смешные высказывания детей), «Мы артисты».
Деятельность педагога по созданию портфолио.
- Воспитатель формирует портфолио группы согласно перечню документов.
- Пополнение и изменение портфолио группы возможно только для воспитателя группы, для просмотра – свободный доступ;
- Портфолио группы пополняется материалами постепенно, систематически, по мере участия воспитанников группы в образовательном воспитательном процессе, своевременно отмечаются все достигнутые результаты
К оформлению группового портфолио можно привлекать родителей. Участие родителей в подготовке материалов, оформлении, раскрывает творческий подход к работе, участие в жизни ребенка в детском саду.
Воспитатель группы №10 Крайнюкова А.Е.