Роль семьи в жизни ребенка

Семья-это первое и самое дорогое общество, в которое попадает ребенок, появившись на свет. Семья – это место, откуда всё начинается: рождение, воспитание, передача традиций, приобщение к социуму, обучение морали и нравственным принципам, любовь к Отчизне. Семья даёт поддержку, опору, уверенность.
Ребенок – это отражение своих родителей, их повторение. Можно увидеть в своем малыше самих себя: свои поступки, манеру поведения, услышать свои высказывания. Своим поведением родители закладывают дальнейший стиль жизни своего ребенка, и будет он положительным, либо отрицательным, зависит только от них. Если в семье отец плохо относится к матери, то и мальчик в будущем, став мужчиной будет так же относиться к женщинам. Родители для ребенка – это модель будущей жизни.
В. А. Сухомлинский писал: «От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
Главное в воспитании малыша – достижение душевной гармонии, нравственной связи с ребенком. Семейные ценности закладываются в душе ребенка и с самого детства определяют его характер, дальнейшую линию поведения. В семье закладываются основы личности ребенка и, к поступлению в школу, он уже более, чем на половину сформировался, как личность.
Счастливая семья – залог здорового внутреннего мира ребенка. В счастливой семье растет счастливый ребенок.
Очень важна для ребенка полная семья. Отец и мать должны играть в жизни своего ребенка одинаковые роли. Мама, например, учит быть добрым, спокойным, уравновешенным, отзывчивым. Папа показывает своим поведением бережное отношение к своей семье, силу духа. Папа готов в любую минуту оказать поддержку и защитить свою семью.
Проведенное вместе время: поход в кино, театр, путешествия, совместные игры и прогулки – так же воспитывают детей. Они смотрят на то, как ведут себя родители в общественных местах и учатся правильному поведению.
Доверительное отношение родителей к ребенку, доброта и понимание вызывают в нем ответную реакцию. Малыш вырастет добрым человеком. На грубость и крик будет получен такой же ответ.
В воспитании ребенка родители дополняют друг друга. И когда ребенок теряет одного из них, то первому приходится брать на себя функции второго. Конечно, это создает некоторые сложности в отношениях с ребенком, но жизнь показывает, что многие мамы справляются с отведенной им ролью. К тому же практика показывает, что дети, которые росли только с мамой намного лучше приспособлены к жизни, чем те дети, которые росли в полной семье в атмосфере ненависти между родителями. Поэтому если выбирать между воспитанием в полной, но конфликтной семье и неполной, то неполная семья, безусловно, будет меньшим злом.
Семья для ребенка-дошкольника – первое и основное звено, которое связывает его жизнь с общественной средой. Современная семья не может существовать вне связи с окружающим. Общественные интересы взрослых, любовь к труду, доброе отношение к людям – залог того, что ребенок уже в раннем возрасте начинает думать не только о себе, но и о других людях, дружить с братьями, сестрами и товарищами, помогать взрослым, быть дисциплинированным, честным.
Уважаемые родители, предлагаем вам ознакомится с советами психологов:
· говорите ребенку о своей любви;
· хвалите его за успехи;
· не повышайте голос на ребенка, если сорвались – извинитесь;
· не обманывайте детей, они в любом возрасте подражают вам;
· играйте и занимайтесь вместе с ребенком регулярно;
· умейте слышать и слушать;
· не устраивайте ссоры при детях;
· не создавайте тепличные условия, не ограничивайте ребенка от внешнего мира;
· не используйте чрезмерную грубость, авторитарность;
· не перекладывайте на других заботы о вашем ребенке;
· в общении с ребенком всегда должно присутствовать чувство такта;
· у детей есть собственные материальные запросы, не игнорируйте их, но и не злоупотребляйте;
· учите ребенка доверять вам, и говорить правду о любых его действиях;
· если детей в семье двое, не разжигайте между ними ревность и соперничество. Всячески демонстрируйте, что они для Вас равные, и отношение к ним одинаковое;
· не демонстрируйте ребенку собственные негативные эмоции, связанные с работой или бытом;
· повышайте уровень самооценки ребенка;
· избегайте длительных объяснений и сложных бесед;
· уважайте в ребенке индивидуальность;
· научите ребенка правильно распределять и планировать свое время;
· уважительно относитесь к увлечениям ребенка;
· привлекайте ребенка в различные формы труда.
Одно из важнейших правил воспитания:
«Если Вы хотите вырастить хороших детей, тратьте на них в два раза меньше денег и в два раза больше времени».

Воспитатель группы № 9: Бондарева Е.Н.

Для чего нужны домашние задания детям

Выполнение домашних заданий учителя-дефектолога имеет важное значение для коррекции нарушений у детей.
Некоторые преимущества:

• Закрепление умений и укрепление навыков, полученных на занятиях. Регулярная практика позволяет лучше усвоить материал и повысить уверенность в своих силах.
• Индивидуальный подход. Родители могут адаптировать подход к обучению, учитывая индивидуальные особенности и интересы ребёнка. Это делает занятия более увлекательными и эффективными.
• Установление связи между домом и детским садом. Родители могут лучше понимать методы и подходы, используемые в детском саду, что помогает создать единый подход к обучению и коррекции речевых и психологических нарушений.
• Повышение мотивации. Совместное выполнение заданий создаёт ощущение команды, что вдохновляет детей на более серьёзный подход к занятиям.
• Развитие отношений. Совместное выполнение домашних заданий способствует укреплению эмоциональной связи между родителями и детьми. Это время, проведённое вместе, помогает развивать доверие и понимание, что очень важно для гармоничного развития ребёнка.
• Подготовка к школе. Выполнение домашних заданий дисциплинирует ребёнка и подготавливает его к ответственному выполнению будущих школьных домашних заданий.

Таким образом, выполнение домашних заданий учителя-дефектолога — это не просто рутинная обязанность, а важная часть процесса коррекции речевых нарушений.

Учитель-дефектолог группы №5: Кузьминова Э.Ю.

Воспитание нравственного поведения у детей

Наверное, каждому родителю хочется воспитать своих детей хорошими людьми. Воспитание само по себе – есть процесс перевода общественных ценностей во внутренний план человека. Если спросить: “Какие качества вы хотели бы видеть в своем ребенке?” – скорее всего мы услышим: “Ответственность, доброжелательность, справедливость, трудолюбие, щедрость”.
Нравственность – это совокупность качеств и ценностей, определяющих поведение отдельного человека и общества в целом. Именно уровень культуры людей, проживающих в данном обществе, определяет, насколько комфортно и безопасно в нем жить.
Л. Толстой утверждал, что уже в 5 лет был на 80% тем, кем стал в зрелые года. Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к воспитательным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, выводы и умозаключения, подражание взрослым. Но без разумного управления этим процессом, он может делать ошибочные выводы. Понятие “хорошо” для него еще сильно расплывчато, ему проще оперировать понятиями “нравится” – “не нравится”. Отнял игрушку у другого – хорошо – к моим сокровищам прибавилось. Я сильный – сильным быть хорошо – поэтому я буду проявлять эту силу так, как мне придет в голову. Такой вот детский эгоцентризм – что для меня хорошо, то и есть нравственно, а что для меня плохо – безнравственно. К сожалению, не все взрослые ушли от этой детской оценки своих поступков. От этого особенно важно целенаправленно воспитывать нравственные качества в ребенке.
Одним из главных и естественных путей бессознательного запечатлевания нравственных ориентиров, является подражание значимым взрослым. Как говорится, “не воспитывай ребенка, воспитывай себя, все равно он будет похож на тебя”. Поэтому так важно родителям самим определиться со своими ценностями и нравственными ориентирами. Что в наше время размытых ценностей не так-то и просто. И здесь нам, взрослым, приходит на помощь развитие собственной духовности.
Одна из главных задач воспитания – это формирование нравственных качеств будущего взрослого.Если родители увидят для себя ценность духовно-нравственного развития, то и дети естественным образом впитают эту мудрость, что называется с “молоком матери”.

Воспитатель группы №7: Бурняшова А.Н.

Памятка для родителей детей с ОВЗ

Вместо того чтобы искать повсюду недостатки,
мы можем искать во всем любовь…

Общие рекомендации родителям по оказанию ребенку помощи в развитии:
1. Чаще хвалите ребенка. Ласково обнимайте или давайте ему какую-нибудь маленькую награду, когда у него что-нибудь получается или когда он очень старается. Если ребенок старается сделать, но у него не получается, лучше обойдите это молчанием или просто скажите: “Жаль, не вышло, в другой раз получится”.
2. Больше разговаривайте с ребенком. Объясняйте все, что вы делаете. Ребенок слушает и начинает усваивать язык задолго до того, как заговорит. Если вы считаете, что ребенок не слышит, говорите с ним и используйте “язык жестов”. Убедитесь, что он смотрит на вас, когда вы говорите.
3. Помогая ребенку осваивать новый навык, мягко и осторожно направляйте его движения своими руками.
4. Используйте зеркало, чтобы помочь ребенку узнать свое тело, научиться владеть руками.
5. Используйте подражание. Чтобы научить ребенка новому действию или навыку, сначала выполните действие сами и пригласите ребенка повторить его, подражая вам. Превратите это в игру.
6. Побуждайте ребенка двигаться или тянуться, стараясь достать то, что он хочет.
7. Сделайте учение забавой. Всегда ищите способы превратить обучающие занятия в игру.
8. Пусть старшие братья и сестры показывают ребенку новые приспособления, предметы, игрушки и т.д.
9. Ребенок часто лучше усваивает, когда рядом нет учителя. Дети часто прилагают большие усилия, когда им чего-нибудь очень хочется, а рядом нет никого, кто поможет. Учить ребенка – важно, но не менее важно давать ему возможность исследовать, пробовать свои силы и самому делать для себя то, что он может.
10. Пусть ребенок по мере сил обслуживает себя сам. Помогайте ему только в той мере, в какой это необходимо. Это – “золотое правило реабилитации”. Когда ребенку трудно что-нибудь сделать, или он делает это медленно и неумело, родителям очень часто хочется “помочь” ребенку, сделав это за него. Однако, для развития полезнее, если вы дадите ему возможность сделать это самому, – поддерживая и поощряя, помогая лишь теми способами, которые позволяют ребенку по мере сил самому себя обслуживать.
В работе по развитию с особыми детьми очень важен индивидуальный подход не только в подборе упражнений, важно не столько следовать указаниям, сколько думать, наблюдать за реакцией ребенка, замечать, как занятие помогает или мешает общему развитию ребенка. Необходимо приспосабливать занятие к потребностям каждого ребенка.
Этапы построения программы специального обучения и раннего стимулирования детей с ОВЗ:
1. Внимательно наблюдайте за ребенком, чтобы оценить, что он может и чего не может в каждой области развития.
2. Отметьте, какие вещи он только начинает делать или пока делает с трудом.
3. Решите, какому новому навыку его нужно научить или какое действие нужно поощрять, чтобы использовать те навыки, которые у него уже имеются.
4. Разделите каждый новый навык на маленькие ступени – на такие действия, которые ребенок может освоить за один – два дня, после чего переходите к следующей ступени.
Родителям необходимо помнить следующее: не ожидайте слишком многого сразу. Начните с того, что ребенок умеет делать хорошо, а затем побуждайте его сделать немножко больше. Правильная помощь и в нужное время принесет успех и радость и ребенку, и тем, кто ему помогает.
Учитель-дефектолог группы № 12: Шевченко Л.В.

Полезные «ёжики» Су Джок

Родителей очень часто волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка и как правильно подготовить его к школе. Ни для кого не секрет, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Как же развивать мелкую моторику?
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего детства. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков и кистей рук, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. Так же развитию мелкой моторики дошкольников способствует перебирание крупных, а затем и более мелких предметов – пуговицы, бусины, крупы, выполнение пальчиковой гимнастики и др.
Хорошим помощником в развитие мелкой моторике являются необычные «ёжики» Су Джок. Это шарики – массажёры с кольцами внутри. Так как на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Его можно катать по пальцам, по ладошке, от подушечек пальцев до локтя. Прокатывая шарик, дети массируют мышцы рук, что активизирует мозг, способствует развитию речи, внимания, памяти и мелкой моторики рук.
В каждом шарике есть «волшебное» колечко. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж каждого пальца. Это оказывает оздоравливающее воздействие на весь организм. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека.
Использование Су Джок массажёра возможно в любом месте и в любую свободную минутку. Это интересно не только детям, но и взрослым. Он не имеет противопоказаний к применению, доступен для любого человека: приобрести его можно в любой аптеке города. При систематическом использовании Су Джок к концу дошкольного возраста кисти рук ребенка становятся более подвижными и гибкими, что способствует успешному овладению навыками письма в будущем.
Использование самомассажа с помощью шарика Су-Джок в сопровождении легко запоминающихся стихов и в сочетании с сюрпризными игровыми моментами позволяют использовать их как весёлые непринуждённые минутки отдыха и, в то же время, повысить эффективность логопедической работы. Занятия по развитию мелкой моторики необходимо проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.
Игровые упражнения для развития мелкой моторики с использованием «ёжика» Су Джок:
Вот помощники мои
Вот помощники мои.
(показать пальцы)
Их, как хочешь поверни.
По дорожке белой, гладкой
Скачут пальцы, как лошадки.
(шариком провести по руке, до локтя)
Чок, чок, чок,
Чок, чок, чок –
Скачет резвый табунок.
(повторить с другой рукой)

На лужок
На лужок пришли зайчата ,
Межвежата, барсучата,
Лягушата и енот.
(поочередно надеваем кольцо на каждый палец)
На зеленый ты лужок
Приходи и ты, дружок!
(катаем шарик по ладошке)

Капустка
Мы капустку рубим, рубим,
(ребром ладони стучим по шарику)
Мы капустку солим, солим,
(подушечками пальцев трогаем шарик)
Мы капустку трем, трем
(потираем ладошками о шарик)
Мы капустку жмем, жмем.
(сжимаем шарик в кулачке)

Рыбки
Рыбки весело резвятся
В чистой тепленькой воде,
(перекидывать шарик из руки в руку)
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке,
(сжимать, разжимать шарик в кулачке)

Игрушки
На большом диване в ряд
Куклы Катины сидят:
Два медведя, Буратино,
И веселый Чиполлино,
И котенок, и слоненок.
(поочередно катаем шарик Су Джок к каждому
пальчику, начиная с большого)
Раз, два, три, четыре, пять.
Помогаем нашей Кате
Мы игрушки сосчитать.

Вот все пальчики мои
Вот все пальчики мои
Их, как хочешь, поверни-
И вот этак, и вот так,
Не обидятся никак.
Раз, два, три, четыре, пять,
Не сидится им опять. Постучали,
(постучать пальцами о шарик)
Повертели (повертели шарик на ладошке)
И работать захотели.
Дали ручкам отдохнуть,
А теперь обратно в путь.
С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.

учитель-дефектолог группы №6: Тимошилова Ю.Р.

Как одевать ребенка зимой?

Все просто! В холодное время года одежда сверху должна быть трехслойной. Первый слой — это майка или футболка. вторым слоем следует одевать трикотажные кофточки или легкий свитер, шерстяной свитер (если прогулка ожидается малоподвижной). При выборе одежды стоит отдать предпочтение верхней одежде без пуговиц, молний и кнопок.
Для того чтобы защитить ноги маленького путешественника от мокрого снега, стоит отдать предпочтение брюкам из непромокаемой ткани на подкладке из флиса или синтепона. Под тёплые непромокаемые штаны следует одевать лосины или колготки, они дают ребенку возможность свободно двигаться.
Третьим слоем необходимо одевать куртку на синтепоне или пуху. Куртка, сделанная из плотного или непромокаемого материала, может обеспечить дополнительную воздушную подушку, а также поспособствует защите от ветра и непогоды.
Головной убор должен соответствовать форме головы ребёнка и должен прикрывать лоб, уши и затылок. В шапочке на подкладке из плотной натуральной ткани дошкольнику не будет жарко, но у нее должны быть завязки, чтобы не было проблем с открытыми ушами.
Врачи часто повторяют родителям: кутать ребенка вредно, но руки и ноги постоянно должны быть в тепле. Дело в том, что в конечностях очень развита сеть мельчайших подкожных сосудов – капилляров, которые легко отдают тепло. Вследствие этого ступни и ладошки замерзают намного быстрее, чем другие части тела.
Поэтому важная часть экипировки – обувь и варежки. Малыш никогда не промочит ноги, если вы правильно подберете обувь для сырой и холодной погоды. Подошва, должна быть утолщенный, но гибкой. Проверьте ее при покупке – согните руками. Тогда она не потрескается и обеспечит стопе физиологическое положение и тепло. Важно чтобы ноги не мерзли и не потели. Купите также двухслойные варежки из непромокаемой ткани на подкладке (вязаные быстро намокают от влажного снега) – перчатки сложны в одевании
Если ребенок склонен к частым простудам, подумайте о шарфике, который пригодиться в ветреную погоду. Перед сборами в детский сад поинтересуйтесь прогнозом погоды.
Одеть ребенка слишком тепло − не выход. Это ничуть не менее опасно, чем одеть недостаточно: дети бегают, прыгают, потеют, а потом моментально замерзают на холоде. Чтобы не дать сырости проморозить дитя, нужно надеть под обычную одежду, плотно прилегающую футболку с длинным рукавом и колготки. Верхняя одежда по-прежнему должна быть непромокаемой и непродуваемой.
Ребенку все равно, когда радоваться жизни: и летом, и зимой, и осенью малыши носятся и резвятся. Главное – обеспечить им комфорт для таких игр, не дав ни замерзнуть, ни промокнуть. И самое главное помните, ежедневные прогулки очень важны для малыша, они укрепляют ребенка и способствуют хорошему развитию.

Воспитатель группы №4: Гончарова Е.Ю.

Нейрогимнастика

Нейрогимнастика (Гимнастика для мозга для маленьких детей)— это простые упражнения, которые направлены на повышение навыка целостного развития мозга. Нейрогимнастика полезна не только детям, но и взрослым; однако наиболее эффективны нейроупражнения в возрасте до восьми лет — в этот период у детей активно формируются межполушарные связи и закладывается основа интеллекта. Поэтому уже с четырёх лет рекомендуется ежедневно выполнять несложные комплексы упражнений общей продолжительностью 5–10 минут, начиная с самых простых и постепенно усложняя движения.
Нейроупражнения активно применяются и в работе с детьми с различными нарушениями в развитии: по наблюдениям педагогов, занимающихся с детьми с ОВЗ, регулярные занятия помогают добиться положительной динамики в развитии речи, самоконтроля, ощущении собственного тела и пространства вокруг. Нейрогимнастика не просто помогает дошколятам научиться контролировать своё тело и проявлять творческие способности, а школьникам — лучше справляться с учебной нагрузкой.
Нейроупражнения подбираются таким образом, чтобы оба полушария «научились» работать согласованно — так ребенок лучше воспринимает информацию и выполняет любую умственную работу более продуктивно. В комплексе с дыхательной гимнастикой и другими видами упражнений такая «зарядка» для мозга даёт поразительный эффект:
• развивает речь и мышление;
• улучшает кровообращение;
• улучшает память и внимание;
• помогает устранить дислексию (трудности в обучении чтению) и дисграфию (трудности в обучении письму);
• повышает скорость обработки информации;
• развивает общую и мелкую моторику.

Учитель-дефектолог группы №9: Гусейнова Э.З.