Труд в семье и детском саду
Воспитывая маленького ребенка, взрослые должны осознать, что в дошкольном детстве труд выступает мощным воспитательным средством формирования личности. Именно благодаря посильной трудовой деятельности развиваются не просто физические силы ребенка, а формируется сноровка в применении собственных сил и возможностей в повседневной жизни, закладываются нравственные качества: уважение к труду, трудолюбие, ответственность, честность и тому подобное, закаливается организм, происходит моделирование возможного развития благодаря извлечению из всего разнообразия жизни ценностных ориентиров.
Трудовое воспитание ребенка способствует приобщению его к миру самостоятельности и самообслуживанию. А без этих навыков в жизни ему ну никак не обойтись.
Виды труда
Разнообразные виды труда неодинаковы по своим педагогическим возможностям, значение их меняется на том или ином возрастном этапе. Если, например, самообслуживание большее воспитательное значение имеет в младших группах – оно приучает детей к самостоятельности, к преодолению трудностей, вооружает навыки, то на ступени старшего дошкольного возраста этот труд не требует усилий, для детей становится привычным.
Самообслуживание – это постоянная забота о чистоте тела, о порядке костюма, готовность сделать для этого все с внутренней потребности соблюдать гигиенические правила. Понятно, что такого отношения детей к труду по самообслуживанию можно добиться кропотливой систематической работой в детском саду и в семье.
Самообслуживание является основным видом труда маленького человека. Приучение детей самим одеваться, умываться, есть, убирать за собой игрушки на место, формирует у них самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого, уверенность в своих силах, желание и умение преодолеть препятствия.
Труд детей в природе. Труд в природе связан с расширением кругозора детей, получением доступных знаний, например, о почве, посадочном материале, трудовых процессов, орудиях труда. Труд в природе способствует развитию наблюдательности, любознательности детей, воспитывает у них интерес к сельскохозяйственному труду, и уважение к людям, которые им занимаются. Труд в природе помогает воспитать любовь к ней.
Ручной труд – развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность справиться с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее).
В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы с некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям. Дети на своем опыте усваивают элементарные представления о свойствах различных материалов: материал подвергается различным превращениям, из него можно сделать разнообразные вещи. Так обучаясь изготовлению полезных предметов из плотной бумаги, дети узнают, что ее можно складывать, резать, склеивать.
Хозяйственно-бытовой труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Ребята учатся самостоятельно трудиться в столовой детского сада: готовить и накрывать столы (чаще это тарелки с хлебом и сыром или фрукты), убирать за собой грязную посуду и оставлять после себя чистые столы и помещение; учатся самостоятельно готовить рабочее место, наводить порядок и убирать предметы работы после занятий.
Поручения, даваемые ребятам должны быть интересными и привлекательными по форме выполнения.
Если же они строятся лишь на распоряжениях: «Подай!», «Подержи!», «Поднеси!», то это отбивает у ребенка охоту трудиться. Потому взрослый на своем приеме учит ребенка как им пользоваться. Поручая детям то или иное дело, взрослые должны учитывать его возрастные возможности. Если задания посильны, дошкольник выполняет его с интересом.
Для того, чтобы дети могли овладеть правильными приемами выполнения того или иного вида работы, чтобы они охотно трудились, необходимо иметь дома соответствующий инвентарь.
Труд детей в семье, организуемый взрослыми, сближает ребенка, способствует влиянию взрослого, на его интересы и потребности. Особенно ценно, если родители сумеют содействовать в процессе работы развитию у детей стремления к полезной для семьи деятельности: сделать что-то для младшего брата, подарок маме, другу.
Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Главная развивающая функция труда – это переход от самооценки к самопознанию… кроме этого в процессе труда развиваются способности, умение и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления.
Вследствие коллективного труда ребенок получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.
Воспитатель группы № 7 гр. Золотцева Е.Б.