Наша обычная логика, которая актуализируется при применении нами всевозможных методов модификации поведения обучающихся, далеко не всегда подходит для коррекции поведения ребенка с РАС.
1. Определите нежелательное поведение ребёнка, которое необходимо уменьшить (например, ребёнок громко кричит в ответ на громкие звуки).
2. Определите, какие стимулы вызывают это нежелательное поведение ребёнка (что за звуки вызывают такую реакцию, какой именно шум или раздражитель). Предоставьте ребёнку альтернативную возможность справиться с неприятно воздействующим на него стимулом. Если ребёнка раздражают шумы и звуки в спортивном зале – пусть он перед входом в этот зал надевает специальные наушники, заглушающие посторонние звуки.
3. Определите подкрепления, которые приятны ребёнку. Давайте эти подкрепления за «исправление» поведения, за способность реагировать альтернативным способом (это могут быть жетоны или какая-то приятная деятельность, которой ребёнок может заняться после физкультуры).
4. Отрепетируйте эту последовательность с помощью фотографий и картинок, чтобы ребёнок знал, что нужно делать, когда он впадает в стрессовую для себя ситуацию. Все фотографии должны быть понятны ребёнку и символизировать для него цепь событий: стимулы. Приводящие к нежелательному поведению, альтернатива поведения, подкрепление.
5. Последовательность действий усваивается ребёнком с помощью когнитивной (мысленной) репетиции, инструктором которой выступает взрослый, а основным материалом для репетиции – последовательность фотографий. После освоения этой последовательности ребёнку будет легче контролировать своё поведение в стрессовой для него ситуации (когда он снова услышит громкий звук) в реальности.
6. Используйте эту последовательность в ситуациях, когда у ребёнка начинаются проблемы с самоконтролем: храните фотографии рядом, чтобы применять по необходимости.
Наблюдая за ребенком и ведя таблицу, вам будет понятно какое поведение (одна из функций) преобладает в данный момент и сможете его скорректировать.
Таблица сбора данных проблемных действий вашего ребёнка
(примеры антецедентов просьб, действий и последствий)
Дата/Время
1 |
Обстановка
2 |
Антецедент Просьба3 |
Действие
4 |
Последствие
5 |
Цель
6 |
14.09 9.15 |
Продуктовый магазин/контрольно-кассовый пункт | Увидел и захотел конфету | Закричал/ упал на пол | Дали конфету | Привлечение внимания/ доступ к предмету |
15.09/ 17.00 |
Время ужина | Позвали за стол, чтобы поесть вместе с семьёй | Закричал «НЕТ» | Разрешили поесть в своей комнате в одиночестве | Уклонение |
15.09/ 20.00 |
Время купания | Сказали, что пора купаться | Крикнул «НЕТ» и упал на пол | Взяли на руки и отнесли в ванную | Уклонение |
15.09/ 21.00 |
Время ложиться спать | Оставили одного на десять минут, чтобы уснул | Стучит ногой по стене | Не обращали внимания, ребёнок уснул | Сенсорная стимуляция |
Если речь идёт о криках, то нужно решить, крик какой громкости и продолжительности будет считаться действием, которое вы фиксируете в письменной форме в таблице. Вы можете фиксировать все крики, длящиеся больше 3х секунд или только те крики, которые сопровождаются падением на пол. Вы знаете, как ведёт себя ваш ребёнок и что в его поведении наиболее проблемно, с этого и надо начинать.
В 5 колонке запишите к какому последствию привело действие ребёнка: вы ушли? Поставили ребёнка в угол? Сняли требование? Применили силу? Это примеры записи в 5 колонке Важно написать, что вы сделали, даже если знаете, что это вмешательство было неверным. Это поможет вам определить, с какой целью ребёнок так себя повёл, и записать это в последней колонке.
Именно последствие определит, как ребёнок будет реагировать на схожие антецеденты просьбы в будущем.
Педагог-психолог: Геращенко В.В.