Родители и учитель-дефектолог – партнеры!

Родители и учитель-дефектолог – партнеры!

      В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ, дошкольное образование впервые стало самостоятельным уровнем общего образования. В связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития, обучения каждого человека, и обеспечение доступности и качественного образования для каждого ребенка, в ФГОС ДО заложены основные принципы по социализации и индивидуализации детей:

1) поддержка разнообразия детства,  ценность детства;

2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей), педагогических и иных работников и детей;

3) уважение личности ребенка;

4) реализация образовательной  Программы в формах: …игры, познавательной и исследовательской деятельности, творческой активности.

         С одной стороны,  это признание значимости дошкольного образования в развитии ребенка, с другой – повышение требований к детскому саду, где  прописываtтся, как должна быть устроена жизнь детей в детском саду. Большую роль в нашем детском саду  отводится   коррекции  речевому развитию воспитанников.

    Развитие речи дошкольника – длительный и трудоемкий процесс, требующий и заслуживающий особого внимания, как педагогов, так и родителей.

            Мне хочется в связи с этим дать ряд рекомендаций.

       Уважаемые взрослые, если речь вашего ребенка намного отличается от сверстников, в первую очередь необходима консультация специалистов: учителя-дефектолога, психиатра, педиатра, воспитателя и педагога-психолога.

Когда Вам следует обратиться за помощью?

     Если возник такой вопрос, скорее всего, Ваша тревога обоснована – нужно было сделать это еще «вчера»!

Для конструктивного подхода в решении проблем  предлагаем Вам:

– наблюдать за ребенком, отметить происходящие с ним изменения, трудности и достижения;

– принимать активное участие в речевом развитии вашего ребенка.

       Ваши наблюдения помогут организовать взаимодействие  всех специалистов и родителей, выяснить причины возникших трудностей.

Предлагаю внимательно прочитать варианты речевых трудностей у детей:

  • ребенок не говорит совсем. Отсутствие речи в три года – не просто запаздывание – это сигнал о грубом речевом нарушении;
  • задержка на стадии называния. Ребенок называет предметы в конкретной ситуации, долго останавливается на уровне их обозначения;
  • невнятная речь;
  • не хочет говорить со взрослыми;
  • в речи появились запинки.

Помощь возможна, если выявлены причины проблем.

                   Советы учителя – дефектолога:

  • Начнем с вас, даже если вы молчаливы от природы – все равно говорите с ребенком. Сопровождайте свои действия словами.
  • Говорите четко. Просто, внятно, проговаривая каждое слово, каждую фразу. Не сюсюкайтесь и не умиляйтесь, переговаривая неправильно сказанное слово. Разговаривайте, как с взрослым, не забывайте о выразительности речи.
  • Очень важно – хорошее настроение. Старайтесь произносить новое слово в эмоционально благоприятной ситуации. Педагоги – психологи заметили: в таких условиях ребенок обучается и впитывает новую информацию в 10 раз лучше, чем в нейтральных или не благоприятных.
  • Читайте, читайте, читайте своим детям. Короткие стихи, рассказы и сказки. Перечитывайте их много раз. Дети гораздо лучше воспринимают текст, который много раз уже слышали: он еще раз пополняет свой пассивный словарь,  а  затем выдает их в активной речи.
  • Будьте терпеливы, снисходительны и осторожны. Если ваш ребенок, неверно произносит какой – либо звук, никогда не смейтесь, не повторяйте за ним. Повторяйте слова правильно.
  • Только вы! Помните: только вы и ваша вера в его силы и способности помогут ему развиваться гармонично.
  • И самое главное – не забывайте радоваться успехам своего малыша!

Учитель-дефектолог группы №10 Падерова О.С.