«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев,образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинский.
В дошкольном возрасте каждый ребенок – это исследователь, который с интересом и удивлением открывает для себя этот большой, незнакомый и удивительный окружающий мир. Чтобы развитие ребенка было разносторонним, важно разнообразить его деятельность, в процессе которой ребенок будет вовлечен в собственное творчество и создаст что-то необычное и красивое. Наиболее близкой и доступной является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность, которая способствуют развитию воображения, художественного мышления и памяти детей. В процессе создания рисунка ребенок приобретает новые знания, уточняет и углубляет представления об окружающем мире.
Дошкольники очень любят рисовать. В своем творчестве они с огромным удовольствием используют нетрадиционные техники рисования. И когда под рукой не оказывается кисточки или карандаша, всегда есть пальчики, ладошки. С помощью пальчиков , оказывается, можно изобразить своих любимых кошечек, а с помощью ладошек – нарисовать сказочных “синих” птиц. А деревья в осеннем лесу можно украсить с помощью тычка жесткой кистью. Еще дети рисуют комком мятой бумаги, свечой, поролоном, пробками и другими материалами.
Оригинальное рисование без карандаша и кисточки позволяет ощутить незабываемые положительные эмоции, развивает у наших ребят фантазию, воображение, мелкую моторику рук.
Использование нетрадиционных техник в рисовании дает ребенку возможность отразить свои впечатления, передать образы воображения, используя разнообразные материалы, воплотить эти образы в реальные формы. В нетрадиционных техниках нет единого и главного образца, каждая работа уникальна, что способствует развитию творчества, воображения, самостоятельности, инициативы и позволит проявить индивидуальность каждому ребенку. У ребенка формируется уверенность в себе и своих способностях. Если нет единого образца, то и ребенок не боится проявлять себя. Наоборот он становится более раскрепощенным и проявляет свою креативность в отображении окружающего мира на бумаге. Это хорошая возможность самому думать, искать решения и экспериментировать.
Используя нетрадиционные техники рисования в своей работе, нужно лишь соблюдать одно главное правило «От простого к сложному». Начинать знакомить ребят с простыми техниками, такие как рисование ладошкой или оттиск (отпечаток). И постепенно переходить к более сложным техникам (например, кляксография, монотипия, ниткография). Каждое занятие с использованием нетрадиционных техник рисования становится для ребят праздником, заряжает их положительными эмоциями. Ведь результат не бывает плохой или хороший, каждая работа уникальна.
Воспитатель группы № 8 Бродина Татьяна Петровна.