Развитие монологической речи у детей

 Развитие монологической речи у детей с ОНР, используя приёмы моделирования и мнемотехники (коллажи, мнемотаблицы).

     Развитие речи ребёнка дошкольного возраста в норме идёт по нескольким направлениям: развитие фонетико-фонематической системы языка, обогащение словаря, овладение грамматическим строем речи, развитие связной речи. Выделяют две формы связной речи: диалогическая речь и монологическая речь. Для старших дошкольников (5-7 лет) актуальным вопросом является развитие монологической речи.

Исследователи отмечают, что в процессе «живого общения» связная речь не формируется. Необходимо специальное обучение основным видам связной контекстной речи. Необходимо отметить, что в специальной педагогике недостаточно разработаны приёмы развития монологической речи у детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).

Учителя-дефектологи  в своей работе по развитию связной речи  часто опираются на методы и приёмы, рассчитанные на нормально развивающихся детей. Данные приёмы оказываются мало эффективными при обучении детей с речевой патологией. Неслучайно, В. К. Воробьёва подчёркивает необходимость разработки специальных методов и приёмов, обеспечивающих подход к самостоятельному созданию связных рассказов у детей с общим недоразвитием речи (ОНР).

Я в своей работе по развитию монологической речи у детей с ОНР использую приёмы моделирования и мнемотехники (коллажи, мнемотаблицы).

Коллаж представляет собой некий зрительный план того, о чём или о ком будет рассказ. При этом ребёнок, рассказывая, не просто опирается на зрительный образ, а устанавливает ассоциативные связи между предметами или картинками.

Данный приём оказался эффективным в работе по развитию монологической речи у детей с речевой патологией. Использование коллажа в процессе развития связной речи позволяет решать одновременно несколько задач: развивать навык составления описательного рассказа, развивать навык установления ассоциативных связей, развивать память, обогащать словарь детей, развивать представления об окружающей действительности.

Ниже приводится пример коллажа «Дельфин» и  последовательность работы с данным коллажем.

Коллаж «Дельфин»

Учитель-дефектолог: Ребята, посмотрите, какая необычная картинка.

Дети: Это коллаж.

Учитель-дефектолог: Что можно сделать с помощью этого коллажа?

Дети: Рассказать о дельфине.

Дети устанавливают ассоциативные связи.

Учитель-дефектолог: Что общего у кита и у дельфина?

Учитель-дефектолог: Это морские животные.

Аналогичным путём устанавливаются другие ассоциативные связи.

Корабль – дельфины хорошо плавают.

Очки – у дельфинов острое зрение.

Радиоприёмник – у дельфинов хороший слух.

Летучая мышь – дельфины хорошо ориентируются в пространстве.

Книга – дельфины очень умные животные.

Попугай – дельфины умеют разговаривать, но их язык нам не понятен.

Рыба – дельфины питаются рыбой.

Молоко – самки дельфинов кормят своих детёнышей молоком.

Дети – дельфины очень любят детей

Мяч и обруч – дельфины выступают в дельфинариях

Логопед совместно с детьми проговаривает рассказ, при этом указывает на картинки коллажа, а дети вспоминают ассоциативные связи.

Примерный рассказ.

Дельфины – это морские животные. Они умеют очень хорошо плавать. У дельфинов острое зрение, хороший слух и они отлично ориентируются в пространстве. Дельфины – умные животные, они умеют разговаривать, но их язык нам не понятен. Дельфины питаются рыбой. Самка кормит своих детёнышей молоком. Дельфины любят детей, выступают на представлениях в дельфинариях. Они умеют играть с мячом и обручем.

Далее один из детей составляет рассказ с опорой на коллаж. Остальные дети слушают рассказ, если необходимо, помогают рассказывающему ребёнку.

Учитель-дефектолог   группы № 7 Тасенко С.А.