Развитие межполушарного взаимодействия и его роль в интеллектуальном развитии детей

В настоящее время система образования испытывает настоящие трудности в обучении и воспитании личности детей, в развитии их интеллектуальных способностей. Дети совсем не умеют учиться! У них нет мотивации и нет к этому интереса. Объясняется это многими причинами. Одной из которых, является незрелость и не готовность мозга ребенка к освоению школьной программы.
Нарушение межполушарного развития – это одно из проявлений незрелости головного мозга. Если связь и передача импульсов между двумя полушариями мозга не сформирована, то ребенок имеет разного рода нарушения. Происходит постоянное распределение активности между двумя полушариями мозга. Наибольшая эффективность достигается только в том случае, когда активны оба полушария.
Что такое межполушарное взаимодействие? Это система нейронов, которая объединяет левое и правое полушария в единую интегративную систему. Дошкольный возраст самый благоприятный период для развития ребенка. По мнению нейрофизиологов и нейропсихологов, для успешной психической деятельности очень важно формирование совместной работы двух полушарий головного мозга. Только в дошкольном периоде мозг ребенка более пластичен и поэтому нейронные связи растут быстрее, чем в школьном возрасте. Именно в этот период мы можем получить прекрасные результаты по интеллектуальному развитию здоровья ребенка. В дошкольном периоде такая работа более эффективна и результативна!
Проведение работы по развитию межполушарного взаимодействия благоприятно сказывается на эмоциональной сфере ребенка.
Для развития межполушарных связей специалист может использовать разнообразные упражнения, учитывая при этом индивидуальные особенности ребенка.
1.Межполушарная доска – это развивающая игрушка для тренировки обоих полушарий голоного мозга. В результате прохождения лабиринта одновременно разными руками улучшается взаимодействие и синхронизация работы левого и правого полушария мозга. Это повышает устойчивость внимания, облегчает процессы письма.
2. Дыхательная гимнастика – упражнения для органов дыхания, которые помогают насытить кислородом каждую клетку головного мозга и организма ребёнка. Упражнения учат управлять своим дыханием, а это формирует умение управлять собой, улучшает работу головного мозга, сердца, нервной и дыхательной системы ребёнка, укрепляет общее состояние здоровья.
3.Нейрогимнастика – это комплекс телесно-ориентированных упражнений, позволяющих, через тело мягко воздействовать на мозговые структуры ребенка. Развитие мелкой моторики и использование элементов Су Джок терапии. Упражнения «Зашнуруй сапожок», «Нейроладошки», «Раскрась коврики», «Укрась куб», завязывание бантов, ленточек, крепление скрепок, игра с прищепками нейропрописи и т.д. двуручное рисование. Его еще называют зеркальным или симметричным. Ребенку предоставляется лист бумаги с симметричным изображением рисунка. Правая рука рисует правую часть рисунка, а левая рука – левую. Надо иметь ввиду, что упражнения должны быть разнохарактерными: например рисование, штриховка, обведение по контуру. Для старшего возраста, хорошо использовать раскраски с симметричным изображением рисунка, а так же прописи и другие упражнения для развития мелкой моторики обеих рук.
Зрительно-двигательная координация. По этой схеме, с помощью специальных стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения упражнения: вверх-вниз, влево – вправо, по часовой стрелке и против часовой стрелки. Но каждая траектория должна быть определенного цвета: №1 и №2 – коричневого, №3 – красный, №4-голубой, №5 –зеленый.
4. Нейротаблицы. Это два поля с изображением одинаковых предметов,но расположены они по-разному (хаотично).
В данных играх необходимо одновременно находить двумя руками одинаковые предметы, назвать и обвести указательными пальцами обеих рук. Они могут быть подобраны по лексической теме и в соответствии с возрастом ребенка.
Нейротаблицы, могут применяться для автоматизации поставленных звуков. Таблицы Шульте. Она стала популярна из-за своей простоты и эффективности и предназначена для увеличения нагрузки на мозг. Задача — концентрируя взгляд в центральной точке, как можно быстрее найти все значения в нужной последовательности. При этом так же образуются межполушарные связи, развивается периферийное зрение и восприятие. Это инструмент для тренировки периферического зрения, концентрации внимания.
Когда работа проводится в системе всеми специалистами ДОУ, тогда можно достичь хороших результатов и положительной динамики развития.
Это повышает когнитивные возможности, интеллектуальные, выносливость.
Выполнять упражнения лучше каждый день по 5-10 минут.
Нужно выбрать 3-4 простых упражнения и стараться отрабатывать их до совершенства. Переходить к новым упражнениям следует после того, как ребенок сможет выполнять их без зрительного и устного контроля, т.е. самостоятельно.
Для того, чтобы стимулировать головной мозг ребенка мы должны действовать на тело и наоборот, потому что тело и головной мозг находятся в прямой зависимости друг от друга.

Учитель-дефектолог группы №8 Игошина Е.В.