Огромное значение в развитии мелкой моторики рук играет занятия по ручному труду. Ручной труд затрагивает все области развития ребенка: развивает функцию руки и мелкую моторику пальцев, согласованность движений руки и глаза; развивает познавательную активность через расширение запаса знаний и представлений о свойствах материалов; способствует расширению словарного запаса, развитию внимания, мышления и речи; вырабатывает навыки общения в процессе трудовой деятельности; воспитывает самостоятельность, ответственность, привычку к трудовому усилию, осознание собственной личности за счет оценки результатов трудовой деятельности; развивает творческое воображение и художественный вкус.
На занятиях по ручному труду в нашем саду, мы используем различный материал: бумагу, ткань, различный природный материал: шишки, жёлуди, семена ясени, сосновые иголочки, каштаны, орехи.
На одном из занятий, мы вместе с детьми, украшали вазочки (стаканчики из под дезодорантов) крупами, макаронами. Дети заранее принесли в детский сад гречку, перловку, горох, кукурузу, макароны разных видов. Когда предложила ребятам украсить стаканчик, дети быстро определились в выборе материала. Затруднение было у некоторых детей намазывать пластилин на основу стаканчика. В этой работе пластилин используется как основа, на которую крепится материал методом вдавливания. Эта работа требует от ребенка усидчивости и терпения. Действия с крупой, семечками, сухими ягодами хорошо развивает мелкую моторику, согласованность работы рук и глаза, воображение, память. А усилие, которое ребенок прилагает, размазывая пластилин по основе, способствует развитию силы пальцев.
В конце занятия сделали выставку работ для родителей. Работы ребят получились все разные и интересные.
Воспитатель группы № 9 Бондарева Е.Н.