Актуальность темы обусловлена тем, что коммуникативные способности обеспечивают гармоничное развитие ребенка: в ходе общения со сверстниками он осваивает культуру, приобретает общечеловеческий опыт, у него развивается сознание и высшие психические функции. Ребенок, который умеет позитивно общаться, комфортно живет в обществе, осознает не только другого человека, но и самого себя.
Важным периодом развития личности ребенка является дошкольное детство. В этом возрасте его мир уже не ограничивается семьей, а значимыми людьми становятся не только мама, папа и бабушка, но и другие дети, сверстники. Если общение со взрослым чаще носит авторитарный характер, то общение со сверстником продуктивно в плане формирования личности – ребенок учится ладить с другим ребенком, и в – то же время отстаивать свои права. Такой опыт отношений оказывается фундаментом, на котором строится следующее развитие личности.
Проблеме коммуникативных способностей уделяли внимание такие психологи и педагоги: Л. Выготский, Т. Репина, Е. Смирнова, Д. Эльконин. Необходимость раннего формирования положительного опыта коммуникативного взаимодействия детей обусловлена тем, что при его отсутствии возникают негативные формы поведения, «пустые» конфликты. Дети, проявляя желание вступить в контакт, часто не умеют выбирать уместные формы общения с окружающими, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, уметь слушать партнера, выслушать его, поэтому развития сферы общения детей старшего дошкольного возраста и обучения детей коммуникативным способностям на данный момент достаточно актуально и востребовано.
Воспитатель группы №5: Горбанева В.А.