Развитие художественного творчества через дидактические игры
«Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка… Для него игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, формируются творческие способности личности. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятия о окружающем мире. Детская игра-это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Дидактические игры это одно из средств художественно-эстетического образования дошкольников. Они способствуют развитию познавательных способностей, получению новых художественно-эстетических знаний, их обобщению и закреплению. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления об эстетической стороне окружающего мира, искусства, учатся давать оценочные эстетические суждения, овладевают техниками ручного творчества.
Дидактические игры, направленные на развитие сенсорного восприятия у детей, в частности на развитее чувства света обладают большими возможностями:
– позволяют знакомить детей с качествами и свойствами предметов;
– учатся выделять оттенки и цвета;
– сравнивать предметы по цвету и группировать их по сходству в цвете.
Дидактические игры, предшествующие изобразительной деятельности, готовят детей к более свободному и точному отражению цветов и оттенков в рисовании, аппликации, лепке.
В дидактических играх и упражнениях надо предоставить детям возможность:
- Повторно воспринимать, узнаваемы предметы и их свойства, упражняться в их узнавании и различении.
- Оформлять чувствительные впечатления, уточнять названия предмета и их характерные свойства (форму, величину, цвет, ориентироваться не только по внешнему виду предмета, но и по словесному описанию).
- Делать первичные обобщения, группировать предметы по группам, по общим свойствам.
- Соотносить, сравнивать свойства предметов, сенсорные эталоны (например, форму предметов с геометрическими формами, их окраску с основными цветами солнечного спектра).
Дидактические игры и упражнения выполняют важную функцию – контроль состояния сенсорного развития детей.
В общей системе сенсорного воспитания в нашем детском саду дидактические игры решаю коррекционно-развивающие задачи, выполняют функцию контроля над ходом развития сенсорного восприятия у дошкольников с ОВЗ.
Дидактический смысл игр и упражнений как раз заключается в том, что ребенок получает возможность действовать самостоятельно, многократно повторять разнообразные практические операции, видеть и ощущать результаты своих умственных и практичных усилий.
В этих условиях тот материал, с которым работают дети в свободной деятельности и на НОД, свойства которого они познают, становятся основным дидактическим началом в осуществлении задач сенсорного воспитания.
Воспитатель группы №10 Шабанова Е.М.