В. А Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев». От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Изготовление игрушек, поделок – труд кропотливый и удивительный, очень приятный. Для того, чтобы дети охотно им занимались, необходимо развить их фантазию, добрые чувства, а с овладением навыками придет и ловкость в работе. Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий, и если в начале неточным движением руки он нередко повреждает игрушку, то впоследствии, в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Это важно для подготовки руки к письму.
Благоприятный эмоциональный настрой для детей во время изготовления игрушек, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания красивой игрушки, очень важны для общего развития.
Работа по сенсорному воспитанию детей на занятиях по ручному труду сводится к следующему: воспитание совершенствование отдельных анализаторов и накопление представлений о конкретных признаках предметов (форме, цвете и величине). Труд по изготовлению игрушек способствует развитию личности ребенка, воспитанию его характера. Не так-то просто сделать игрушку, ее изготовление требует определенных волевых усилий.
Занимательность работы по изготовлению игрушек из ткани способствует развитию у детей внимания – повышается его устойчивость, формируется произвольное внимание, что очень важно для подготовки детей к школе.
Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. Большое внимание оказывает труд с природным материалом на умственное развитие ребенка, на его развитие его мышления (сначала ребенок рассматривает образец, анализирует структуру, способы изготовления). Во время такой работы создаются условия для развития не только планирующей функции речи, но и речевой реакции поведения.
Иногда малышу не удается сразу выполнить какую-либо работу. Под руководством взрослого ребенок учиться устанавливать причины неудач. Постепенно у него формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.
Сенсорные процессы неразрывно связаны с деятельностью органов чувств. Предмет, который мы рассматриваем, воздействует на наш глаз. С помощью руки мы ощупываем его твердость (или мягкость), шероховатость.
В Невинномысском Государственном Гуманитарно-Технологическом институте проходила выставка кукол, выполненных в разных видах техники, организатором которой была преподаватель художественной школы Фоменко Елены Евгеньевны.
С целью приобщения и разностороннего развития детей в области ручного труда, педагоги группы №8 вместе с детьми посетили выставку. Руками мастериц и рукодельниц Ирины Хайдаковой (техника «Валяние из шерсти») мы увидели множество экспонатов «Енот-полоскун», «Котелка», «Домовенок», «Гномик», «Собака – улыбака», «Собака – Барсик».
При входе на выставку мы сразу обратили внимание на авторскую куклу организатора выставки «Ангел-Хранитель» Рождество Христово (смешанная техника + папье-маше).
Оригинальной выставочной работой явилась композиция Аллы Григорьевой Куклы «Казачка Дарья», «Казак Григорий», и «Казачка Анфиса» (ткацко-смешанная техника). Так же очень понравилась кукла «Снегурочка» (текстиль) и кукла «Матрена» Тильда. Ребята обратили внимание на куклу «Рыжая», автором которой явилась Лидия Пропокович. Она очень понравилась нашим ребятам.
Лала Ткаченко кукла «Ангелочек Юличка». Конечно же, мы обратили внимание на тройку кружевных кукол, выполненные техникой вязание крючком. Очень оригинальные и необычные работы были представлены их автором.
Ираида Короткова представила на выставку композицию дуэт из кукол «Жили у бабуси» и «Домовенок» (техника сухое валяние), которые очень понравились нашим детям. Светлана Дорошева подготовила куклу «Дед Мороз» и «Снегурочка» (смешенная техника, капрон и ткань).
Очень полюбился ребятам «Ежик» (текстиль) в исполнении Наталья Ахмедовой. Она подготовила не только эту куклу, но и их целую композицию «Собака Трезор», «Зайчик Нюша», а так же «Хозяюшки-хлопотуньи», «Фея» (техника текстиль). После просмотра композиции «Два гуся», Людмила Федоровна – заведующая музейно-выставочным залом, предложила ребятам спеть песню «Два веселых гуся». Получилось замечательное, дружное и интересное исполнение русской народной песни-шутки.
Кроме того на выставке было много других работ в исполнении многих рукодельниц. Это кукла «Карлсон» (смешанная техника, ткань, капрон) – автор Надежда Шевцова, Ольга Федорова «Бегемотик из ромашек» и «Плюшевый зайчик». Здесь были и «Куколки-конфетки»(текстиль) Елены Шутовой, и кукла «Аннет».
Экскурсию с нашими детьми провела Кущева Людмила Федоровна- заведующая музейно-выставочным залом НГГТИ, за что мы ей очень благодарны и надеемся на дальнейшее совместное сотрудничество.
Учитель-дефектолог группы №8 Игошина Е.В.