Книга – это неотъемлемая часть воспитания ребёнка. С её помощью он сможет найти ответы на интересующие его вопросы, познавать мир и самого себя, переживать истории героев, фантазировать развитие дальнейших событий того или иного произведения. Родители всегда стремятся к тому, чтобы дети имели собственные книги, и чтобы таких книг было много. Дети сосредоточенно и внимательно слушают родителей, когда они читают им вслух. Многие родители вообще ничего не читают или изредка по вечерам или по выходным дням. Ребёнку не войти в прекрасный мир книги без помощи взрослых. Пробел в воспитании детей способен заполнить частично детский сад. Чтобы привить детям любовь к книгам, воспитатели стараются обращать на это внимание. А дети, несут в свою очередь, эту любовь в семью. Прививать любовь к книгам нужно с самого раннего детства. У ребёнка может появиться привычка к чтению и тогда в старшем возрасте, он так же будет продолжать читать, уметь слушать, хорошо говорить и лучше учиться в школе.
Интересная и полезная «библиотека» должна быть не только в детском саду, но и дома. Дети могут сами выбирать понравившуюся им книгу. Выбор книги зависит от размера, наличия иллюстрированных картинок и содержания. Чтобы всегда был выбор в зависимости от настроения и интереса. Дети бывают иногда в таком восторге от сказок, что это служит причиной чего-либо и подталкивает их к небывалой активности. Тогда они затевают игру по мотивам прочитанной истории, распределив самостоятельно между собой роли героев сказки. При этом необязательно следовать сюжету, а можно просто проявлять фантазию и воображение.
Обязательно выделите место на общей книжной полке для детских книг, где ребёнок сможет самостоятельно в любой момент взять их. Это в глазах ребёнка повышает ценность его книг: они стоят там же, где и книги для взрослых.
Рекомендации по приобретению литературы:
Детям нравятся книги с крупными, яркими картинками, они с большим желанием их рассматривают. К ним на помощь приходят русские народные сказки: «Колобок», «Курочка Ряба», «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Кот, лиса и петух», «Заюшкина избушка», «Пых», «Бычок – чёрный бочок, белые копытца», «Гуси-лебеди», «Снегурочка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «У страха глаза велики». Ребёнку, особенно маленькому, всегда легче воспринимать рассказ, чем чтение. Поэтому лучше рассказывать сказки своими словами и одновременно рассматривать иллюстрации в книжке. Познакомьте с творчеством С. Маршака, З. Александровой, А. Барто, А.С. Пушкина, Е. Благининой, О. Высотской, К. Чуковского, С. Михалкова, К. Ушинского, В. Сутеева, Е. Чарушина, Н. Саконской.
При чтении литературных произведений, важно обращать внимание на отдельные слова, фразы и выражения. Научите ребёнка пересказывать короткие тексты русских народных сказок, постепенно приступайте к заучиванию стихотворений. Понемногу знакомьте ребёнка со сказками зарубежных авторов, со сказками народов мира, с короткими рассказами – небылицами, с рассказами о явлениях живой и неживой природы, домашних, диких животных и птиц.
Советы для родителей:
- Прививайте ребёнку интерес к чтению с раннего детства;
- Говорите чаще о ценности книги;
- Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи;
- Вы главный пример для ребёнка, и если хотите, чтобы ваш ребёнок читал, значит, стоит тоже систематически читать книги. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой;
- При чтении книг, уберите из поля зрения игрушки и предметы, которые отвлекают ребёнка;
- Постарайтесь читать в тихом месте, и главное, не отвлекайтесь сами;
- Упрощайте текст, чтобы ребёнок не терял интереса к книге. Показывайте иллюстрации;
- Читайте с выражением, меняйте интонацию в зависимости от персонажа;
- Вспоминайте с ребёнком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил прочитанный текст;
- Отвечайте только на те, вопросы которые по ходу сказки, рассказа, стихотворения малыш задает сам!;
- Посещайте вместе книжные магазины, библиотеки;
- Покупайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию, по возможности книги полюбившихся ребёнку авторов;
- Рассказывайте ребёнку об авторе прочитанной книги;
- Поощряйте ребёнка пересказать хотя бы небольшой отрывок или дополнить ваш рассказ;
- Чаще устраивайте семейные чтения;
- Обсуждайте прочитанную книгу среди членов семьи;
- Читайте ребёнку даже тогда, когда он научится читать сам. У ребёнка будет поддерживаться желание узнавать из книг новое, развиваться художественный вкус.
Читая, ребёнок становится полноценно развитой личностью.
Родители помните! Если дети будут видеть в книгах и в чтении источник информации, то для них будут открыты все накопленные человечеством знания. Будущего Читателя Необходимо Воспитывать, Когда Он Ещё Является Слушателем.
Воспитатель группы № 8 Филатова С.А.