Песочная терапия

«Песочная   терапия»

      Песок – это удивительный  и таинственный материал.  И дети, и взрослые могут часами возиться в песке, строить песчаные замки или просто наблюдать, как он пересыпается с ладони на ладонь. Песок может быть таким разным: сухой и лёгкий или тяжёлый и влажный, он с лёгкостью способен принять любую форму. В то же время он такой непостоянный – фигурки из него способны рассыпаться в один миг. Все эти замечательные свойства песка, дают широкий простор для творчества и фантазии.  Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребёнка форма взаимодействия и преобразования мира.

Что же происходит с ребёнком, когда он играет в песок?

Зачастую маленький ребёнок не может словами выразить свои переживания, страхи. И тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая из песка собственный мир, ребёнок освобождается от напряжения. А самое главное – ребёнок приобретает собственный бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций.  Дети, которые активно играли в песке, чаще вырастают уверенными и успешными.

Наблюдения за детьми в нашем детском саду показывают, что именно совместные игры детей в песочнице могут наглядно показать родителям особенности поведения и развития их детей. Игры с  песком  существенно усиливают   желание ребёнка узнать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно,  в песочнице хорошо  развивается «тактильная» чувствительность, как основа развития «ручного интеллекта».   В игре с песком более гармонично и интенсивно развиваются  память, мышление, восприятие, внимание, а также речь и моторика.  Песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию. Это его свойство особенно востребовано в работе с «особыми» детьми: дети с нарушениями речи, агрессивные дети, тревожные дети.

Предлагаем Вам Игры, используемые в песочнице в нашей группе:

  1. Поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения; Выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;
  2. «Пройтись» ладонями по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;
  3. Создать отпечатки ладоней, кулачков, рёбрами ладоней причудливые всевозможные узоры на поверхности песка;
  4. «Пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой рук поочерёдно (сначала только указательным, затем – средними, безымянными, большими и, наконец, мизинчиками). Далее можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять. Здесь уже ребёнок может создать «загадочные следы».
  5. «Поиграть» на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера. При этом двигаются не только пальцы рук, совершая мягкие движения вверх – вниз.

Использование песочной терапии даёт положительные результаты:  удаётся наладить эмоциональное общение детей со сверстниками и взрослыми; оказывается положительное влияние на развитие речи, мышления, познавательных процессов и творческих способностей детей;  вызывает положительные эмоции (радость, удивление), снижает негативные проявления (страх, тревожность) и уменьшает проявление отрицательных эмоций (злость, гнев, обида), совершенствует гуманные чувства детей, делает их добрее.

Воспитатель группы №8 Бродина Т.П.