«Песочная терапия»
Песок – это удивительный и таинственный материал. И дети, и взрослые могут часами возиться в песке, строить песчаные замки или просто наблюдать, как он пересыпается с ладони на ладонь. Песок может быть таким разным: сухой и лёгкий или тяжёлый и влажный, он с лёгкостью способен принять любую форму. В то же время он такой непостоянный – фигурки из него способны рассыпаться в один миг. Все эти замечательные свойства песка, дают широкий простор для творчества и фантазии. Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребёнка форма взаимодействия и преобразования мира.
Что же происходит с ребёнком, когда он играет в песок?
Зачастую маленький ребёнок не может словами выразить свои переживания, страхи. И тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая из песка собственный мир, ребёнок освобождается от напряжения. А самое главное – ребёнок приобретает собственный бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций. Дети, которые активно играли в песке, чаще вырастают уверенными и успешными.
Наблюдения за детьми в нашем детском саду показывают, что именно совместные игры детей в песочнице могут наглядно показать родителям особенности поведения и развития их детей. Игры с песком существенно усиливают желание ребёнка узнать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно, в песочнице хорошо развивается «тактильная» чувствительность, как основа развития «ручного интеллекта». В игре с песком более гармонично и интенсивно развиваются память, мышление, восприятие, внимание, а также речь и моторика. Песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию. Это его свойство особенно востребовано в работе с «особыми» детьми: дети с нарушениями речи, агрессивные дети, тревожные дети.
Предлагаем Вам Игры, используемые в песочнице в нашей группе:
- Поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения; Выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;
- «Пройтись» ладонями по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;
- Создать отпечатки ладоней, кулачков, рёбрами ладоней причудливые всевозможные узоры на поверхности песка;
- «Пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой рук поочерёдно (сначала только указательным, затем – средними, безымянными, большими и, наконец, мизинчиками). Далее можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять. Здесь уже ребёнок может создать «загадочные следы».
- «Поиграть» на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера. При этом двигаются не только пальцы рук, совершая мягкие движения вверх – вниз.
Использование песочной терапии даёт положительные результаты: удаётся наладить эмоциональное общение детей со сверстниками и взрослыми; оказывается положительное влияние на развитие речи, мышления, познавательных процессов и творческих способностей детей; вызывает положительные эмоции (радость, удивление), снижает негативные проявления (страх, тревожность) и уменьшает проявление отрицательных эмоций (злость, гнев, обида), совершенствует гуманные чувства детей, делает их добрее.