Пальчиковые игры и упражнения

«Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста».

Консультация для педагогов

 Результаты многих исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребёнка.

Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Формы работы по развитию мелкой моторики рук могут быть традиционными и

нетрадиционными.

Традиционные:

– самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание);

– игры с пальчиками с речевым сопровождением;

– пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения;

– графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда;

– предметная деятельность: игры с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой, рисование мелками, углём;

– игры: мозаика, конструкторы, шнуровка, складывание разрезных картинок, игры с вкладышами, складывание матрёшек;

– кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней;

– игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

Нетрадиционные:

– самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щётками;

– игры с пальчиками, с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой.

Методические рекомендации к проведению пальчиковых игр:

  1. Перед игрой с ребенком можно обсудить ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
  2. Перед началом упражнений дети разогревают ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.
  3. Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз.
  4. Выполняйте упражнения вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой.
  5. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость.
  6. Все указания даются спокойным тоном, четко, без лишних слов. При необходимости ребенку оказывается помощь.
  7. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. К наиболее понравившемся играм можете возвращаться по желанию малыша.
  8. Не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу. Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может отбить интерес к игре.
  9. Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если можно, ликвидируйте их или поменяйте игру.

Самым простым и интересным способом развития мелкой моторики  является изображение при помощи пальчиков различных фигурок.

  1. «Флажок». Четыре пальца соединить вместе, большой опустить вниз. Тыльная сторона ладони обращена к себе.
  2. «Очки». Соединить в кольцо большой и указательный пальцы каждой руки. Приставать колечки друг к другу, поднести к глазам.
  3. «Бинокль». Большой палец каждой руки вместе с остальными образует кольцо. Посмотреть в «бинокль».
  4. «Стол». Левую ладонь сжать в кулак, поставит на стол, правую раскрыть и положить сверху.
  5. «Стул. Кресло». Поставить на стол сжатый кулачок правой руки, левую приставить к нему вплотную пальцами вверх, как спинку.
  6. «Бочка». Неплотно сжать руку в кулак.
  7. «Птичка пьет из бочки». Поднеси к «бочке» вторую руку, указательный пальчик опускать в отверстие и поднимать.
  8. «Миска, гнездо». Соединить округлые ладони.
  9. «Птичка в гнезде». Соединить округлые ладони, большие пальцы спрятать во внутрь.
  10. «Птенцы в гнезде». Обхватить все пальчики правой руки левой ладонью и шевелить ими.
  11. «Крыша. Башня. Дом» Кончики пальцев рук соединить в наклонном положении ладоней .
  12. «Мостик». Положение рук горизонтальное, кончики пальцев касаются друг друга.
  13. «Ёлка». Пальцы обеих рук скрещены под углом друг к другу.
  14. «Беседующие человечки». Поставить на стол два кулака с поднятыми вверх большими пальцами.
  15. «Ворота». Кисти рук поставить на ребро, свести кончики пальцев. Открыть и закрыть “ворота”.

Пальчиковые игры не должны быть продолжительными, пять минут в день достаточно для того, чтобы стимулировать речевую функцию ребенка.

Необходимо постоянно следить, чтобы не было передозировки. Упражнения надо давать малыми порциями, но делать их с оптимальной нагрузкой, с большой амплитудой движений. Не дает эффекта небрежное, расслабленное выполнение упражнений.

Особое внимание уделяем тренировке движений повышенной сложности, то есть  таких, какие наши пальцы не делают в повседневной жизни.

Воспитатель группы №6 Пензина Т.А.