«Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста».
Консультация для педагогов
Результаты многих исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребёнка.
Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Формы работы по развитию мелкой моторики рук могут быть традиционными и
нетрадиционными.
Традиционные:
– самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание);
– игры с пальчиками с речевым сопровождением;
– пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения;
– графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда;
– предметная деятельность: игры с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой, рисование мелками, углём;
– игры: мозаика, конструкторы, шнуровка, складывание разрезных картинок, игры с вкладышами, складывание матрёшек;
– кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней;
– игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».
Нетрадиционные:
– самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щётками;
– игры с пальчиками, с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой.
Методические рекомендации к проведению пальчиковых игр:
- Перед игрой с ребенком можно обсудить ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
- Перед началом упражнений дети разогревают ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.
- Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз.
- Выполняйте упражнения вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой.
- Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость.
- Все указания даются спокойным тоном, четко, без лишних слов. При необходимости ребенку оказывается помощь.
- Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. К наиболее понравившемся играм можете возвращаться по желанию малыша.
- Не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу. Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может отбить интерес к игре.
- Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если можно, ликвидируйте их или поменяйте игру.
Самым простым и интересным способом развития мелкой моторики является изображение при помощи пальчиков различных фигурок.
- «Флажок». Четыре пальца соединить вместе, большой опустить вниз. Тыльная сторона ладони обращена к себе.
- «Очки». Соединить в кольцо большой и указательный пальцы каждой руки. Приставать колечки друг к другу, поднести к глазам.
- «Бинокль». Большой палец каждой руки вместе с остальными образует кольцо. Посмотреть в «бинокль».
- «Стол». Левую ладонь сжать в кулак, поставит на стол, правую раскрыть и положить сверху.
- «Стул. Кресло». Поставить на стол сжатый кулачок правой руки, левую приставить к нему вплотную пальцами вверх, как спинку.
- «Бочка». Неплотно сжать руку в кулак.
- «Птичка пьет из бочки». Поднеси к «бочке» вторую руку, указательный пальчик опускать в отверстие и поднимать.
- «Миска, гнездо». Соединить округлые ладони.
- «Птичка в гнезде». Соединить округлые ладони, большие пальцы спрятать во внутрь.
- «Птенцы в гнезде». Обхватить все пальчики правой руки левой ладонью и шевелить ими.
- «Крыша. Башня. Дом» Кончики пальцев рук соединить в наклонном положении ладоней .
- «Мостик». Положение рук горизонтальное, кончики пальцев касаются друг друга.
- «Ёлка». Пальцы обеих рук скрещены под углом друг к другу.
- «Беседующие человечки». Поставить на стол два кулака с поднятыми вверх большими пальцами.
- «Ворота». Кисти рук поставить на ребро, свести кончики пальцев. Открыть и закрыть “ворота”.
Пальчиковые игры не должны быть продолжительными, пять минут в день достаточно для того, чтобы стимулировать речевую функцию ребенка.
Необходимо постоянно следить, чтобы не было передозировки. Упражнения надо давать малыми порциями, но делать их с оптимальной нагрузкой, с большой амплитудой движений. Не дает эффекта небрежное, расслабленное выполнение упражнений.
Особое внимание уделяем тренировке движений повышенной сложности, то есть таких, какие наши пальцы не делают в повседневной жизни.
Воспитатель группы №6 Пензина Т.А.