Речь – главный способ общения. С помощью речи ребёнок легко и незаметно входит в окружающий мир. Познаёт новое, интересное, легко выражает свои мысли, желания, просьбы. На сегодняшний день проблема развития речи особенно актуальна. Недостаточное общение родителей с детьми, невнимание к речевым трудностям способствуют росту числа дошкольников с недостатками в речи.
Основные проблемы развития речи дошкольников:
– Минимальный словарный запас.
– Односложная речь.
– Отсутствие навыков грамматически правильно строить предложение.
– Неспособность построить монолог.
– Неправильное произношение, плохая дикция.
– Отсутствие навыков культуры речи.
– Бедная диалогическая речь.
В связи с такими проблемами, встает вопрос о том, какие средства и методы использовать для коррекции недостатков в развитии речи. Одним из таких методов является использование мнемотехнических приемов.
Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Суть мнемотехники в том, что весь текст представлен в последовательных картинках. Известный факт, что язык мозга –образы. Применение мнемотаблиц заметно облегчает дошкольникам овладение связной речью. Так же как и любой процесс обучения, мнемотехнику рекомендуется применять, начиная с простых словосочетаний, которые включаются в мнемоквадраты. Постепенно усложнять, выстраивая мнемодорожки и мнемотаблицы.
Дети очень быстро понимают, что значит «зашифровать слово». Эта методика облегчает дошкольникам поиск и запоминание слов.
Работа по мнемотаблице проходит в несколько этапов:
- Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено;
- Осуществляется перекодировка информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы;
- После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме, в младшей группе с помощью воспитателя, а в старших-самостоятельно.
Размеры мнемотаблиц различные – все зависит от возраста детей, уровня развития.
– Младшие, средние дошкольники – таблицы на 6 клетках;
– Старшие дошкольники – таблицы на 9-12 клетках;
– Подготовительный к школе возраст – таблицы на 12-15 клетках.
Мнемотехника расширяет объём памяти, формирует дополнительные ассоциации. Ребёнок учится свободно выражать мысли, мнение, расширяется кругозор. Использование мнемотехники является важным способом развития связной речи и средством познания окружающего мира.
Учитель-дефектолог группы № 9: Морозова М.Ф.