Как учить ребенка сравнивать предметы по величине

Как учить ребенка сравнивать предметы по величине

…Мама (бабушка) на кухне готовит обед. Ребёнок рядом с ней. «Подай мне самую большую морковку… и еще одну маленькую морковочку. Спасибо». При этом голосом, интонацией вы­деляйте слова «одну, большую, маленькую». Ребенку приятна со­вместная деятельность с вами. Вот так ненавязчиво вы родители помогаете ребенку приобрести знания о величине предмета.

Организуя такие игры-занятия с ребенком, вы должны пом­нить, что элементарные математические представления формируют­ся на основе действий, выполняемых детьми в процессе сравнива­ния, упорядочения, установления соответствия. Эти действия выра­батывают у ребенка умения дифференцировать, классифицировать, обобщать. Сравнивая предметы, вы помогает ребенку уста­новить сходство и различие между ними по какому-либо качествен­ному (цвету, форме, величине), а затем и количественному призна­ку. Выделение этих признаков дает возможность ребенку группи­ровать (сортировать) предметы. Так, убирая игрушки на место, вы обосновывает свои действия: «Всех кукол поставим на полку, машины — под полку, кубики — в коробку» и так  далее.  Или го­ворите: «Давай маленьких зверюшек спрячем вот сюда (в коробку). Это будет их домик. А больших зверей поставим на твоем столе». И сейчас же вы услышите от ребенка: «Папа, а это большой зай­чик? А мишка какой?»

Для определения величины предмета надо выбрать эталон, то есть предмет, с которым вы будете сравнивать все остальные предметы. Папа договаривается с малышом: «Все игрушки будем сравнивать с лисичкой. Те, которые меньше лисички, в коробку, а ко­торые больше – на стол». Так ребенок составляет множество пред­метов по их качественному признаку – величине и одновременно оценивает количество: маленьких игрушек много, а больших мало.

Организуя совместную игру с игрушками, строительным мате­риалом, вы   может предложить ребенку: «Давай построим гаражи для машин. Я буду строить гараж для большой машины, а ты – для маленькой, легковой. Сколько кубиков надо тебе, а сколько мне? Почему мне надо больше кубиков, чем тебе? Пра­вильно, потому что для моей машины нужен большой гараж».  По­строив гаражи, побеседуйте с ребенком.

«Какой гараж получился у меня? (Большой). А какой у тебя? (Маленький)».

Собираясь на прогулку, предложите ребенку подобрать одежду для куклы (мишки) в соответствии с их величиной. На та­ких действиях закрепляются знания ребенка о величине предметов, умения выделять величину как особый признак. «Хочешь взять с собой на прогулку куклу (мишку)? – спрашиваете вы ребен­ка. –  Давай возьмем на прогулку большую (маленькую) куклу. Неси ее сюда… На улице сегодня холодно и ее надо одеть. Принеси всю кукольную одежду, из нее мы выберем для нашей куклы ту, которая подойдет ей по размеру (величине). Найди шапочку для большой куклы. Вот она. Наденем ее. А почему ты не взяла малень­кую шапочку? Что теперь мы будем надевать? Пальто. Подбери пальто для большой куклы».  Кроме таких ситуаций, вы может создать специальную ситуацию в учебных целях: найти та­кое же кольцо, кубик, мяч и разные другие предметы.

У ребёнка очень важно развивать глазомер, учить определять величину предметов на глаз, находить такой же, боль­ший или меньший по сравнению с данным предметом. Например, в игре с пирамидами (башенками) вы одну пирамиду ста­вите перед собой, а другую –  перед ребенком.

«Давай вместе поиграем», –  говорите вы и начинаете снимать кольца с башен­ки, предлагая ребенку сделать то же самое. «А теперь найди та­кое же кольцо, –  показываете одно из колец. Когда ребенок выпол­нит задание, вы предлагают ему сравнить кольца наклады­ванием их друг на друга. Ребенок убеждается в том, что они равны. Затем выбирает следующие кольца, сравнивает и нанизывает их. И так собирает башенку. Игру можно повторять дважды.

Закреплению знаний о величине предметов помогает также рас­сматривание иллюстраций в книгах. Вот вы рассказали ребенку сказку «Репка», а теперь организуйте беседу по картинке. «По­смотри, какая большая выросла репка. Покажи руками, какая она большая… Кто пришел тянуть репку из земли? Кто самый большой на этой картинке? (Дедушка). А кто самый маленький? (Мышка). Пока­жи, какая мышка? А собачка больше или меньше мышки?».  Ребёнка можно и нужно ознакомить со всеми па­раметрами величины: высота, длина, ширина. С высотой их знакомить лучше на примерах сравнения реальных предметов (дома, деревья, игрушки). Вначале сравнивайте предметы контрастные, резко отличающиеся по высоте. Так, во время прогулки вы обратите внимание ребенка на высоту отдельных предметов: какое высокое дерево, а рядом с ним низенький кустик. Какой высокий дом, а человек рядом с ним маленький. О человеке мы говорим: он ниже, чем дом; дом выше человека, а дерево  больше (выше) дома.

Что такое высота? Ребенок должен понимать, что это расстоя­ние (величина) снизу вверх. Пусть ребенок покажет движением рук, проследит взглядом по направлению снизу вверх, тем самым он выделит высоту как определенный параметр, даст характерис­тику величины предмета.

После того, как ребенок научиться сравнивать контрастные по высоте предметы, вы может предложить для сравнения два одина­ковых по высоте реальных предмета, а затем их изображения. Сравните предметы попарно: дерево и ребенка, дом и дерево. Что выше? Что ниже? Что можно сказать о высоте дома и дерева? Они равны (одинаковые) по высоте. Дети чаще используют слово «одинаковые» вместо «равные». Постарай­тесь, чтобы в его речь более прочно вошло слово «равные». Это точное, правильное обозначение величины предмета.

Сравнивать предметы по длине лучше сначала плоские: лен­ты, полоски бумаги, шнурки, а затем объемные: карандаши, палки, строительный материал.

Что такое длина? «Это протяженность, размер, расстояние от себя (вперед) или слева направо», –  говорим мы ребенку. Вы показываете ему две ленточки разного цвета и разной длины (ширина может быть одинаковая) и предлагаете выбрать длинную ленточку. «Какого она цвета? А какого цвета короткая ленточка? Давай из длинной ленточки завяжем бант мишке, а из короткой –  кошечке».

Можно предложить ребенку послушать русскую народную сказку «Хвосты», а потом рассмотреть к ней иллюстрации, сравнить хвосты персонажей сказки, чем они отличаются, у кого хвост короче, у кого длиннее?

Важно, чтобы любые приобретенные ребёнком знания, в том числе о величине, он использовал в практической деятельности.

Организуя игры с ребёнком уделяйте больше внимания развитию его речи, активному использованию слов большой, маленький, длинный, короткий, высокий, низкий, широкий, узкий.

Уважаемые родители поощряйте все усилия ребенка и его стремление узнать новое. Постарай­тесь увлечь ребенка, так как он может плодотвор­но заниматься только тем, что ему нравится. Принудительное обучение бесполезно.  Сравнивайте результаты вашего ребенка только с его собственными достижениями.

Не спешите, обучая ребенка! Ведь, как сказал еще в XVIII веке Жан Жак Руссо: «Чего не торопятся добиться, того добиваются обыкновенно наверняка и очень быстро. У каждого ребенка свой срок и свой час постижения».

Учитель-дефектолог  группы №12 Шевченко Л.В.