Использование игры по развитию фонематического восприятия.

Использование игры по развитию фонематического восприятияУважаемые родители! 

    Игра для детей –  это доступная форма деятельности и средство познания окружающего мира. Любопытство и потребность активно действовать побуждают ребёнка играть. Игра обогащает его знаниями, развивает умения и навыки, будит фантазию, стимулирует развитие мышления. Именно в игре ребёнок впервые испытывает потребность в достижении успеха и понимает, что успех во многом зависит от старания.

    Игра даёт возможность научиться тому, как надо учиться, является подготовительным этапом развития ребёнка, переходным моментом для включения его в учебную деятельность.

     В настоящее время актуальность игры повышается из-за перенасыщенности современного ребенка информацией. Телевидение, видео, радио, интернет увеличили и разнообразили поток получаемой информации. Но эти источники представляют в основном материал для пассивного восприятия. Важной задачей обучения дошкольников является развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Развивать подобное умение помогает игра, служащая своеобразной практикой использования знаний, полученных детьми в образовательной деятельности и в свободной деятельности.

    Игры или игровые упражнения, используемые педагогом, родителями, обеспечивают заинтересованное восприятие детьми изучаемого материала и привлекают их к овладению новым знанием, помогают сконцентрировать внимание детей на учебной задаче. Игра позволяет сделать более доступными сложные задачи обучения и способствует становлению осознанной познавательной мотивации дошкольников.

    Невозможно переоценить роль дидактической игры в развитии речи детей.

      Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

        Дидактические игры помогают выработать у детей чувство родного языка и умение правильно произносить слова, легко усвоить грамматические нормы, подготовить к успешному усвоению русского языка в школе.

      Игры, направленные на развитие фонематического восприятия, способствуют формированию у детей направленности на звуковую сторону речи, развивают умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять отдельные звуки, различать звуки близкие по звучанию и произнесению. Происходит совершенствование чувственного опыта в области русского языка: развитие способности ребенка на основе собственного опыта выделять существенные признаки звуков родного  языка. Дети знакомятся с моделями слов (схемами). Учатся выделять все звуки в слове по порядку и моделировать слова.

         Работа по формированию фонематического восприятия начинается с развития слухового внимания и слуховой памяти. Неумение вслушиваться в речь окружающих является одной из причин неправильного звукопроизношения. Ребёнок должен  научится  сравнивать свою собственную речь с речью окружающих и контролировать своё произношение.

       Работа по развитию фонематического восприятия ведётся педагогом  сначала на материале  неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи, входящие в звуковую систему родного языка.

    С помощью игр решаются  задачи звуковой культуры речи.

      Для того, чтобы научить ребенка различать тембр и качество голоса, можно провести игру «Угадай, кто позвал?».  Ребенок угадывает взрослого по голосу, а так же – по тому, как его  позвали (тихо, громко, медленно, быстро, ласково).

 Для формирования фонематического слуха можно использовать следующие игры:

«Выдели слово».  Ребенку предлагают хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх…) тогда, когда он услышит слова с заданным звуком.

«Какой звук есть во всех словах?». Взрослый произносит три – четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь – и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.

«Подумай, не торопись». Ребенку предлагают несколько заданий на сообразительность:

– Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.

– Подбери слово, чтобы первый звук был бы «К», а последний – «А».

– Назови предмет в комнате с заданным звуком. Например: Что заканчивается на «А»; что начитается на «С», в середине слова звук «Т»).

     Для формирования навыков звукового анализа слова можно использовать игру «Новоселье у зверей».  Ребенку предлагают взять картинки с изображением различных животных, назвать животного,  затем каждый звук отдельно, подсчитывая количество звуков,  затем  подобрать домики с таким же количеством окошек.

        Игры по развитию фонематического восприятия способствуют успешному освоению детьми предпосылок для дальнейшего освоения  родного языка, так как развитие фонематического слуха и восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма, положительно влияет на становление всей речевой системы дошкольника, а также закладывает основы успешного обучения в школе.

      Задача педагога и родителей заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, грамотно организовать игру, обеспечивая заинтересованное восприятие детьми изучаемого материала.

 Элемент НОД по звуковой культуре речи

“Подели слово на части”

Учитель-дефектолог группы №2 Ступакова Л.В.