Дошкольный возраст – это, прежде всего, возраст игры, возраст развития творчества, воображения, любознательности. Если будут развиваться пальцы рук, то будет развиваться речь и мышление ребёнка. Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста.
Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Предлагаем вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.
1.Пальчиковая гимнастика.
Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:
– способствует овладению навыками мелкой моторики;
– помогает развивать речь;
– повышает работоспособность головного мозга;
– развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;
– развивает тактильную чувствительность;
– снимает тревожность.
Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи рук.
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ШАГИ.
Развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с предметами.
2.Игры с пробками от бутылок
Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это – «лыжи».
Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:
Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы.
То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.
Мозаика из пробок (примеры картинок)
3.Игры с прищепками
Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
-Сильно кусает котенок-глупыш, он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук)
Но я, же играю с тобою, малыш, а будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш! ».
4.Игры с крупой, камнями.
Крупа – очень полезный и приятный материал для занятий с ребенком. Для игр с крупами подойдет все, что есть в доме: гречка, фасоль, семечки, горох и даже обычная соль, ну и конечно различные емкости, ложечки и сито.
1) Прячем ручки.
Возьмите большую миску, высыпьте в нее крупу – гречку, рис или пшено, опустите в нее руки и пошевелите пальцами. Ребенок непременно захочет присоединиться. Можно играть в прятки с ручками: «Где мои ручки? Спрятались. Давай и твои ручки спрячем?!». Можно потереть ладошкой о ладошку: «Так приятно!».
2) Ищем секрет.
Спрятать можно не только ручки, но и игрушки, различные предметы, крупную фасоль.
Предложите ребенку отыскать их. А если мисок будет больше и в каждой будет свой секрет, то без сомнения интерес возрастет еще больше!
3). Пересыпаем крупу.
Пересыпайте крупу при помощи стакана, ложки, совочка, а может даже ладошек из одной ёмкости в другую. Пересыпайте над миской крупу из руки в руку. Используйте разные крупы – рис, горох, манка… Обратите внимания, что звук от каждой крупы свой, уникальный: от гороха – звонкий, от риса – приглушенный, от манки – практически беззвучное шуршание.
4) Покормим птичек.
Возьмите на улицу с собой пшено, семечки и покормите птиц.
Игра «Золушка»
Перед вами лежат перемешанные семена гороха, фасоли и киндер – игрушки. За 30 секунд, вы должны их рассортировать. Когда ребенок научится делать это достаточно быстро, можно усложнить задание: например, завязать ему глаза.
Ребенка можно увлечь полезным для развития мелкой моторики занятием – выкладыванием камешков по заданным линиям.
5.Слоник своими руками.
Слоник таит в себе множество мелких предметов и детских игрушек.
Играть с таким слоником очень просто: ребенок засовывает руку в «хобот» и пытается на ощупь определить, что ему попалось.
6.Игры – шнуровки.
Можно использовать как фабричного производства, так и выполненного своими руками. Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки, развивают творческие способности, способствуют развитию точности глазомера, последовательности действий.
Дорогие Родители! Вызывайте положительные эмоции у ребенка!
Употребляйте слова и фразы, несущие оптимистическую окрашенность, например: «Как интересно!», «Какой ты молодец, у тебя все получается!», «Красота!».
Воспитатель группы №9: Бажан О.В.