Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нетрадиционного оборудования

Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями. Головной мозг (его высшие корковые функции), руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат (движения губ, нижней челюсти и языка) связаны между собой теснейшим образом. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают  проблемы с речью. Совершенствование мелкой моторики – это совершенствование речи.

Больше всего на свете ребенок хочет двигаться, для него движение – это способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут движения ребенка, тем глубже и осмысленнее станет его знакомство с миром.

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.

Целью пальчиковых игр является развитие координации движений мелкой моторики рук.

Существует множество разнообразных игр для развития мелкой моторики рук, среди которых ведущее место занимают двигательные упражнения с нетрадиционным использованием различных предметов: массажных мячей, крупных бигуди, прищепок, счетных палочек, платочков, ковриков, зубных щеток.

Часто игры сопровождаются стихотворениями. Для детей проговаривание стихов одновременно с движениями пальцев рук обладает рядом преимуществ: речь делается более ритмичной, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Использование стихов в играх с предметами позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта, стихи привлекают внимание детей и легко запоминаются.

Игры, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, дают детям мощный толчок к познавательной и творческой активности, развивают внимание, мышление, память.

Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному настрою, снижает эмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук, расширяет словарный запас.

             Рекомендации по проведению пальчиковых игр

Прежде чем показывать ребенку пальчиковую игру, сначала проиграйте ее сюжет сами. Перед игрой следует обсудить ее содержание, отработать ключевые движения и комбинации пальцев с предметами.

Играя с ребенком, следует выражать радость, печаль, удивление, испуг; ведь то или иное событие ребенок запомнит лучше, если оно будет эмоционально окрашено.

Работу проводите регулярно, систематически. В течение дня к пальчиковым играм можно обращаться несколько раз, но играть понемногу. Длительность игр с детьми 3-4 лет –  10-15 минут, с ребятами 5-6 лет – не более 25 минут.

Учитывайте индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности, настроение.

Сложность предлагаемых игр должна возрастать постепенно.

Играя с детьми,  обращайте особое внимание на точность и качество выполнения движений, на согласованность речи с работой пальцев и кистей рук.

Примеры игр.

Игра с массажным мячиком

                                   Бежит ежик по дорожке

Бежит ежик по дорожке,        Дети катают мячик в руках,

У него кривые ножки,            делая движения вперед – назад,

Весь иголками оброс –            вправо – влево между ладонями.

Жалко ежика до слез.

К. Шефер

Игра с крупными бигуди

                                            Машины

По шоссе идут машины,        Дети катают бигуди между ладонями

По асфальту едут шины.        вперед – назад, руки держат перед

собой.

По дороге не беги,                  Рука сжата в кулак, выпрямляют

Я скажу тебе: «Би-би!».         большой палец – «сигналят».

О. Крупенчук

Игра с зубной щеткой

                                Зубная щетка

Дети берут в руки зубную щетку.

Плывет зубная щетка,             Растирают щеткой подушечки пальцев

Как по морю лодка,                правой руки, затем левой руки, начиная

Как по речке пароход,            с большого пальца и заканчивая

По пальчикам она идет!          мизинцем.

А. Дорогавцева

Воспитатель группы № 12 Нещадим Т.А.