Играя пальчиками, развиваем речь

Рука имеет большое “представительство” в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенка. Одним из самых распространенных видов пальчиковой гимнастики являются пальчиковые игры.

Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь. В правом полушарии мозга возникают образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются и находят словесное выражение. А происходит этот процесс благодаря “мостику” между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, считают ученые, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности.

Пальчиковые игры влияют на пальцевую пластику, руки становятся послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений, необходимых в рисовании, а в будущем и при письме. Ученые рассматривают пальчиковые игры как  соединение пальцевой пластики с выразительным речевым интонированием, создание пальчикового театра, формирование образно-ассоциативного мышления. А это значит, что пальчиковая гимнастика влияет не просто на развитие речи, но и на ее выразительность, формирование творческих способностей.

Пальчиковые игры – это отображение реальности окружающего мира – предметов, животных, людей, их деятельности, явлений природы. В ходе игры дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Помните, что, играя с ребенком в разные игры с использованием потешек и стишков, играя с пальчиками, ладошками и ручками, развивая тонкую моторику, Вы не только будете развивать своего ребенка, но и сможете быстрее преодолеть отклонения, возникшие в речевом развитии Вашего малыша. Упражнения для пальчиковой гимнастики подбираются с учетом возраста ребенка.

Вот такие игры и упражнения для домашних занятий:

  • Поиграйте в сказку и предложите своей маленькой доченьке превратиться в Золушку…

Пусть она поможет Вам и разложит в две разные чашечки фасоль и горох, которые «домовёнок Кузя» нечаянно перемешал в большой чашке.

  • А с сынишкой и папой попробуйте провести игру-соревнование на скорость.

Кто быстрее, папа или сынок, разложит маленькие и большие болтики или гайки в две разных коробочки?

  • Покажите Вашему ребенку, что можно складывать интересные фигурки из спичек, счетных палочек или карандашей. Пусть Ваш малыш попробует сложить лесенку, елочку, цветочек, домик, машинку, кроватку, диванчик или стульчик для куколки.
  • Попробуйте выложить с ребенком разные узоры из семян растений (желательно не очень мелких), гороха, фасоли, желудей. Для основы можно использовать картонку с тонким слоем пластилина.
  • Лепите со своим малышом из глины, теста и пластилина, играйте в мозаику и пазлы.
  • Учите ребенка шнуровать ботинки, застегивать и расстегивать пуговицы, молнии, кнопки и различные замочки, плести косички из разноцветных веревочек, ленточек и шнурков…

Подарите своему малышу краски для рисования пальчиками. Вы знаете, сколько восторга и пользы от такого рисования?… Ваш малыш справится с рисованием мягкой кисточкой уже в два года. А в три его нужно научить правильно держать карандаш, и тогда вскоре Вы получите первые шедевры своего маленького художника. Очень полезно при обучении ребенка рисованию использовать книжки-раскраски, которых сейчас великое множество…

И наконец, пальчиковая гимнастика или игры с пальчиками.

Эти упражнения надо проводить регулярно и тогда Вы увидите, что ребенок стал намного быстрее запоминать рифмованные тексты, а речь его стала более четкой и выра­зительной. Старайтесь выразительно произносить тексты и показывать ребенку со­провождающие его движения. Пусть учится делать гимнастику вместе с Вами, хотя бы сначала договаривая отдельные слова или окончания, а уже потом и текст.

Дождик

  • Вышел дождик на прогулку. (Шагаем пальчиками обеих рук по столу)
  • Он бежит по переулку, (На каждую строку загибаем на обеих руках) 
  • Барабанит по окошку,
  • Вымыл зонтики прохожих,
  • Крыши дождик вымыл тоже.
  • Сразу город мокрым стал. (Встряхиваем ладонями, как будто отряхи­вая от воды)
  • Дождик кончился. Устал. (Кладем ладони на стол)

Развитие пальцевой моторики положительно сказывается на становлении речи, необходимой при письме, рисовании, любой игровой и бытовой деятельности. Тренировка пальцев через определенные зоны в коре головного мозга стимулирует подвижность органов артикуляции, делая речь ребенка более четкой и правильной. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Регулярное повторение двигательных упражнений для пальцев способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма.

Воспитатель группы №5 Лоскутова В.А.