Формирование у детей сюжетно-ролевых игровых навыков.
Игра – особая форма освоения ребенком окружающей действительности во всем многообразии форм и отношений между детьми путем их воспроизведения и моделирования. Именно в процессе игры ребенок усваивает ценность, направленность и содержание социальных контактов между людьми.В игре у детей формируется интерес к игрушкам, предметно – игровым действиям с ними, формируются сами предметно – игровые действия, и закладываются основы сюжетно- ролевой игры.
В ходе игры происходит формирование важнейших психических процессов и действий, развивается восприятие, все основные виды мышления, речь и воображение. В игре дети активно усваивают нормы поведения, разнообразные правила взаимоотношений между детьми, отношения детей и взрослых. Дети учатся играть рядом, не отнимать игрушки друг у друга, сотрудничать, достигать общей цели Формирование игровой деятельности начинается с развития предметно – игровых действий, основанных на личностном интересе ребенка к той или иной игрушке или ситуации. При этом обязательно учитываются игровые предпочтения ребенка; для индивидуального занятия на первых порах берется любимая или хорошо знакомая ребенку игрушка. Взрослый предлагает ребенку совершать предметно – игровые действия по подражанию, неоднократно повторяет их и сопровождает речевыми комментариями.
Игра детей в коллективе тесно связана с их представлениями о взаимоотношениях между людьми. Поэтому необходимо постоянно формировать и обогащать представления детей о роли каждого члена семьи, о способах общения людей между собой.
Игра воспитывает социально – приемлемые нормы взаимоотношений между людьми, обучает умению подчинять свое поведение требованиям ситуации и нормам морали.
В ходе дальнейшего обучения эти представления обогащаются знаниями детей о различных профессиях, о значимости каждой профессии для общества.
Исследованиями психологов подтверждено, что в игре у детей складывается знаковая (символическая) функция сознания, состоящая в использовании вместо реальных предметов их заместителей.
Действительно, именно в игровой ситуации ребенок начинает использовать предметные (кубик вместо мыла, стул вместо машины) и ролевые замещения.
Использование внешних реальных заместителей переходит в использование заместителей внутренних, образных, а это перестраивает все психические процессы ребенка, позволяет ему строить в уме представление о предметах и явлениях действительности и применять их при решении разнообразных умственных задач.
В процессе игры педагоги учат передавать роль более выразительно, напоминают о поведении людей различных профессий. Стремятся, чтобы игровые действия не только соответствовали выполняемой роли, но и подводили детей к ролевому общению друг с другом.
Воспитатель группы №5 Ледовская А.Б.