Формирование культуры безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников
Культура безопасности – это сложное интегральное качество дошкольника, включающее в себя знания и навыки по правилам безопасного поведения, позволяющие распознать, предвидеть опасные ситуации, видеть пути их устранения, ответственность за свою жизнь и жизнь других людей. Только организовав оптимальные педагогические условия, возможно, обеспечить высокую эффективность формирования культуры безопасности.
В условиях введения ФГОС ДО остро встает вопрос о необходимости поиска оптимальных путей формирования у детей сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. Появляются новые источники опасности, накапливаются знания. Поскольку культура и образование идут рядом, образование должно быть проводником в мир культуры, особенно – культуры безопасности.
Главными задачами являются:
– создание безопасной среды в детском саду,
– помощь семье в обеспечении безопасности ребенка в домашних условиях,
– организация образовательной деятельности, нацеленной на формирование у дошкольников культуры безопасности.
Грамотное построение работы по формированию культуры безопасности требует от педагога понимания закономерностей приобщения детей к культурным ценностям. Воспитание культуры безопасности у дошкольников должно быть направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; воспитание у детей самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Так же важно развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания. Необходимо формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками; воспитывать уважительное отношение и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых, к различным видам труда и творчества.
Дошкольный возраст – это важнейший период, когда формируется человеческая личность. Важным фактором при отборе содержания и методов обучения дошкольников выступает знание источников опасностей и причин попадания детей в опасные ситуации, связанные с особенностями старших дошкольников.
Дошкольники не обладают физическими интеллектуальными возможностями, позволяющими адекватно оценить опасную ситуацию, избежать или преодолеть последствия попадания в критические ситуации.
Поэтому формируя готовность к безопасной жизнедеятельности, развивая самостоятельность ребенка, поощряя воображение и творчество детей, необходимо помнить, главное в формировании навыков безопасного поведения детей – личный пример взрослого.
Очень важное место в формировании культуры безопасности у дошкольника занимает взаимодействие с родителями. Необходимо познакомить родителей с основными понятиями, связанными с процессом воспитания культуры безопасности, возрастными особенностями дошкольников, категориями потенциальных опасностей, местом потребности в безопасности в жизни ребенка и ролью взрослых в ее обеспечении, условиями физической и психологической безопасности.
Важно научить родителей оценивать собственный уровень культуры безопасности, находить пути его повышения, осваивать продуктивные тактики и методы воспитания детей, выявлять индивидуальные особенности своего ребенка и в дальнейшем ориентироваться на них.
Воспитатель группы №6 Пензина Т.А.