Учим правила дорожного движения!

Обучение правилам дорожного движения в детском саду – это жизненная необходимость. Ребёнок не только осваивает элементарные правила дорожного движения, но и учится важнейшим правилам безопасного поведения на дороге.
Любой ребёнок быстрее поймёт и усвоит правила дорожного движения, преподнесённые не только в обыкновенной беседе, но и в близкой детям игре. Ребята в игровой форме легче закрепляют знания о правилах дорожного движения, дорожных знаках.
Играя дети усваивают, что каждый участник дорожного движения, и взрослый, и ребёнок обязан выполнять установленные правила. А также у ребят формируются необходимые представления, умения и навыки безопасного поведения на улицах и дорогах города.
Отправляясь на экскурсии, дети имеют возможность на практике освоить дорожную грамоту. Переходим дорогу по всем правилам!
В тёмное время суток дети вместе с родителями тоже учатся соблюдать ПДД, надевая одежду со светоотражающими элементами.
Практика показывает, что такие мероприятия, закрепляют знания детей, вносят неоценимый вклад во всестороннее развитие личности, ответственного гражданина.

Воспитатель группы № 11: Гавриш Л. А.

Активизация словаря у детей 3-4 лет

На четвертом году жизни ребенка особое внимание уделяется формированию потребности высказываться самостоятельно. Дети говорят с целью что-то попросить, сообщить, а также сопровождают речь игровые действия.
Важным пунктом в работе с детьми по активизации словаря является пополнение игровой среды детей:
– это художественная литература (чтение стихов, сказок, загадок);
– дидактические игры, игрушки, настольно-печатные игры;
– различные иллюстрации (предметные и сюжетные картинки);
– игры и упражнения на прогулке, направленные на формирование у детей умения использовать в речи обобщающие слова, слова, обозначающие свойства и качества предметов.
В этот период (3-4 года) необходимо учить детей различать предметы по существенным признакам, использовать в речи не только существительные, но и прилагательные и глаголы. Правильно отвечать на вопросы: Кто это? Что это? Какой? Что делает?
В группе № 10 уделяется большое внимание обогащению и активизации словаря на основе расширения знаний и представлений из окружающей детей жизни. В процессе прогулок дети наблюдают за животными, птицами, насекомыми, растениями, за сменой погоды. Дети знакомятся с понятием живой и неживой природы, задают интересующие вопросы педагогам.
В целом коррекционная работа направлена на понимание ребенком значения слова, обогащение его речи смысловым содержанием, т.е. на качественное развитие словаря.

 

Учитель -дефектолог группы №10: Ченцова К.Е.

Образовательные стандарты и требования

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования” (с изменениями и дополнениями)

Профессиональный стандарт педагога

«Маленькие Логики» – блоки Дьенеша для детей

Ребёнок познаёт окружающий предметный мир, выявляет свойства предметов – цвет, форму, размер, и вот тут-то логические блоки Дьеныша очень помогают ему в этом.
Видя первый раз блоки Дьенеша, можно принять их за обычные геометрические фигурки и разные строительные части какого-то конструктора. Но на самом деле не все так просто, как кажется.
Игровые элементы Дьенеша – это благодатная почва для взращивания математического и пространственного мышления у ребенка.
Мы, конечно же, стараемся создать малышам от 3-х лет все условия для их успешного умственного развития. А фундамент этого развития и начало сенсорной культуры закладываются именно в этом возрасте.
Накладывая цветные блоки на цветные изображения, ребёнок неоднократно испытывает радость созидателя, наблюдая, как под его руками плоскостные изображения превращаются в объёмные предметы.
Постепенно он узнает, что можно сравнивать, обобщать, классифицировать.
Так как малыш учится мыслить логически, его речь становится более сложной и начинает наполняться доказательной основой его мыслей.

Учитель-дефектолог группы №9: Морозова М.Ф.

Как научиться справляться с истериками у детей

Каждый истеричный ребёнок во время приступа ведёт себя по-разному. Кто-то может просто топать ногами и громко орать. Другие начинают кататься по полу. Но опаснее всего те, кто, выплёскивая негатив и агрессию, наносит повреждения себе и окружающим. Родители должны знать, как это происходит с их малышом. Это позволит своевременно предпринять необходимые меры безопасности.
Перед истерикой многие как бы «готовятся» к предстоящему представлению. Если удастся поймать этот момент, можно предупредить приступ. Об этом сигнализируют особые предвестники:
• лёгкое хныканье;
• сопение, пыхтение, ворчание;
• поджатые или дрожащие губы (кто-то обиженно оттопыривает нижнюю губу);
• нахмуренный взгляд исподлобья на того, от кого зависит удовлетворение желания;
• глаза, полные слёз;
• закрытая поза (руки в замке перед собой);
• методичные раскачивания телом (сидя на стуле или просто стоя);
• нервные, резкие движения;
• красное лицо.
Предвестники демонстрируются далеко не всегда — часто приступы начинаются неожиданно и резко. Что обычно делает ребёнок в истерике:
• плачет;
• громко кричит до хрипоты;
• размахивает ногами и руками;
• топает, прыгает;
• разбрасывает предметы;
• тяжело, прерывисто дышит;
• натужно и долго кашляет;
• царапает, кусает самого себя и окружающих;
• бьёт и толкает тех, кто находится рядом;
• бьётся головой об стену;
• катается по полу;
• лёжа на полу, выгибает спину дугой — поза так называемого «истерического моста», представляющая собой непроизвольные судороги.
При этом он может кричать самые обидные вещи для человека, на которого направлена его истерика: «уходи», «ты плохой / плохая», «я тебя больше не люблю», «я тебя ненавижу».
В этот момент ребёнок переживает сразу несколько мощных эмоций:
• гнев, ярость, злость, негодование;
• раздражение, недовольство;
• агрессию;
• отчаяние, горькое разочарование;
• обиду.
Это состояние аффекта, во время которого не получается сдерживать эмоции, контролировать поведение, как и моторику. Поэтому даже при членовредительстве (когда бьётся головой о стену, кусает и царапает самого себя), боль практически не чувствуется.
Наблюдать за всем этим спокойно невозможно. Поэтому взрослые, которые оказываются свидетелями подобных сцен, должны знать, как правильно реагировать на истерики ребёнка.
1. Попытка перехвата
Чтобы избежать истерики, нужно:
1. Изучить предвестники (они у каждого индивидуальны).
2. Уметь распознавать по ним приближающийся приступ заранее.
3. Срочно отвлечь, переключить внимание на что-то захватывающее, интересное.
В качестве отвлекающих манёвров можно использовать яркие книжки, любимые игрушки, домашних питомцев, наблюдение за происходящим на улице, поиск вкусностей на кухне. Родители лучше знают своего малыша и должны быть в курсе, что его может по-настоящему заинтересовать. Прием эффективен лишь в том случае, если истерика ещё не началась. Во время приступа использовать его уже бесполезно.
2. Обозначение проблемы
Когда ребёнок успокоится, нужно обязательно выяснить причину его расстройства и, чётко сформулировав, проговорить возникшую проблему. Например: «Ты сердишься, потому что я не купила тебе куклу», «Ты обиделся, потому что тебе не дали ещё погулять». Во-первых, это позволит ему осознать, что произошло. Во-вторых, научит говорить о собственных чувствах.
После этого проводится разъяснительная беседа, почему он не получил желаемого: «Мы договорились, что купим куклу на день рождения», «Нам надо ещё поужинать, помыться и поиграть — мы бы не успели этого всего сделать, если бы остались гулять».
Такие открытые, доверительные разговоры сближают детей с родителями, способствуют установлению более тесного контакта, учат мыслить логически и осознавать наличие ограничивающих рамок, выступать за которые нельзя ни при каких обстоятельствах.
Не всё получится с первого раза — поначалу ребёнок будет спорить и отстаивать свои права, но постепенно осознает тщетность таких бунтов и собственную неправоту.
3. Сохранение спокойствия
1. Если предупредить надвигающуюся грозу не получилось, можно ничего ему не доказывать, не объяснять, не воспитывать, так как в этот момент он не способен адекватно воспринимать речь и нормально общаться.
2. Не повышать голос ни при каких обстоятельствах.
3. Не применять физическую силу: дёргать за руку, трясти, шлёпать по попе, давать подзатыльник — это только усугубит ситуацию.
4. Не жалеть, не паниковать, что ему больно (из-за отсутствия контроля за моторикой боль не ощущается).
Сохраняя спокойствие, нужно наклониться к ребёнку или присесть перед ним так, чтобы ваши глаза оказались на уровне его (ни в коем случае не общаться сверху вниз, нависая над ним). Ровным, мирным голосом негромко сказать ключевую фразу: «Я понимаю, ты обижен, но вести себя так нельзя». Она убивает сразу нескольких зайцев:
• вы показываете ему свою сопричастность: вы его понимаете;
• формулируете проблему, помогая ему осознать собственную эмоцию (обиду);
• напоминаете о правилах поведения, которые уже должны быть привиты.
Успокаивающе должны подействовать также мирный тон голоса и эмоциональная невозмутимость взрослого. Если удалось завладеть вниманием, окончательно справиться с детской истерикой помогут объятия и поцелуй в щёку. Если до этого проводились воспитательные меры, таких действий со стороны взрослого будет достаточно для прекращения приступа. Но что делать, если купировать его не получилось?
4. Игнорирование
Если истерика продолжается, несмотря на все ваши действия, единственно верный выход из сложившейся ситуации — игнорировать её. Для родителей это самое сложное. Ведь им кажется, что:
• у ребёнка сейчас случится сердечный приступ, так сильно он орёт;
• он разобьёт и исцарапает в кровь себе голову и руки;
• все на него смотрят и осуждают;
• это никогда не закончится.
Эти мысли нужно отбрасывать. С подобным паническим настроением легко справиться, если один раз убедиться в том, что к серьёзным последствиям (сердечному приступу или сотрясению мозга) детская истерика не приводит. Ссадины на руках и на лбу пройдут быстро. Что касается окружающих, если всё происходит в публичном месте, подумайте о том, что вы всех этих людей видите в первый и последний раз, поэтому их мнение не имеет значения. Если среди них есть кто-то знакомый, можно перед ним тихо извиниться. Адекватный человек поймёт, что подобное в детском возрасте случается со многими.
Как только ребёнок поймёт, что истерика не возымела действия и взрослый остался равнодушным, он прекратит кричать и биться об пол. Когда средство для достижения цели оказывается бесполезным — ему надо искать замену, чем он и займётся, обдумывая новый план.
Внимание! Поведение взрослого требует корректировки, если истерика случилась в публичном месте, где:
• огромное количество народа, тесно скученная толпа (в общественном транспорте, например);
• рядом с вами находятся старики, инвалиды, другие маленькие дети, беременные женщины;
• требуется тишина (на выступлении).
Нужно понимать, что в таких ситуациях ребёнок мешает другим и даже может нечаянно навредить им (пнуть, укусить, ударить, поцарапать). Задача взрослого — не допустить этого и увести его или срочно отвлечь. Самый работающий манёвр — эффект резкого переключения внимания: «Ух ты! Смотри, кто в небе летит! Вон там! Ты что, не видишь? Не знаешь, кто это?», «Ой, а куда у тебя шарфик делся? Я точно помню, ты его надевал! Куда он мог исчезнуть? Ты знаешь?». Но учтите: каждый раз нужно придумывать что-либо новое. Дважды на одну и ту же уловку дети вряд ли купятся.
5. Подведение итогов
После того, как истерика закончится, не стоит сразу начинать отчитывать ребёнка, воспитывать, высказывать своё неудовольствие. Нужно выждать какое-то время. При этом старайтесь обращать на него минимум внимания. Но не игнорировать, если он что-то спрашивает и пытается, что называется, навести мосты. Обязательно отвечайте, но односложно, неохотно, демонстрируя своим видом, что вы недовольны произошедшим.
Психологи рекомендуют после истерики выждать паузу в 15 минут. Если она затянется, разговаривать будет уже бесполезно: за детские эмоции отвечает кратковременная память, так что спустя 20-30 минут после случившегося они могут не вспомнить, почему так произошло и в чём именно они виноваты. Начинать беседу раньше тоже не имеет смысла, так как обида и недовольство будут ещё слишком свежи и всё может повториться.
Сначала обозначается и формулируется проблема: «Ты обиделся / рассердился / расстроился, потому что…». Данная техника была подробно описана выше, для купирования истерики на начальном этапе.
После этого необходимо обратить внимание ребёнка на последствия истерики, которую он устроил:
• «Посмотри: ты расцарапал себе руки / поранил лоб».
• «Ты очень сильно напугал девочку, которая стояла рядом с тобой».
• «Ты расстроил меня».
• «То, что ты сделал, плохо — так вести себя нельзя, мы с тобой об этом уже говорили. Поэтому придётся тебя наказать».
Он должен понять, что так делать нельзя. Не бойтесь наказывать за истерики — система кнута и пряника даёт свои результаты в воспитании. Конечно, это не должно быть физическое насилие или лишение прогулки (= свежего воздуха). Что допускается:
• оставлять ненадолго одного, чтобы подумал о своём поведении (при наличии нахождения взрослых в соседних комнатах);
• лишать сладкого.
Если истерики у ребёнка происходят в 4 года
В этом возрасте капризы становятся более осознанными и целенаправленными. В большинстве случаев продиктованы неправильной системой воспитания. Дети 4 лет сообразительны и наблюдательны. Мама запрещает что-то делать? Тогда нужно добиться этого у бабушки, которая разрешит любимому внуку всё, лишь бы он не бился головой о стенку. В таких случаях необходимо собраться всем родственникам и ещё раз обговорить списки дозволенного и табу.
Иногда бывает так, что обычно ребёнок ведёт себя хорошо, понимает запреты и слово «нельзя», не выходит за рамки дозволенного, но время от времени всё равно устраивает истерики по самым незначительным поводам (порой даже без них). При этом сам не может чётко сформулировать свои требования. В большинстве случаев это свидетельствует о психосоматических нарушениях, требующих вмешательства невролога.
Если заболевания не выявлены, причину нужно искать в отношениях со взрослыми.
Если истерики у ребёнка происходят в 5-6 лет
На 5 лет, если верить психологам, приходится второй возрастной кризис. Не такой мощный, как в 3 года, но иногда проявляющийся достаточно ярко. Он характеризуется:
• замкнутостью (перестаёт делиться секретами, всё чаще хочет побыть один, закрывается у себя в комнате);
• неуверенностью в себе, страхами, фобиями, паническими атаками;
• перепадами настроения, появлением раздражительности, внезапных приступов агрессии и злости (чаще всего беспричинных);
• плаксивостью;
• слепым копированием родителей, имитацией жизненных ситуаций;
• отстаиванием своих прав.
Все эти факторы могут стать благодатной почвой для истерики. Иногда для приступа достаточно буквально мелочи. Может, кто-то зашёл в комнату, когда хотел побыть один. Или повёл себя как родители (сказал плохое слово), а его за это наказали. Часто обычные слёзы перерастают в припадок.
Как утверждают психологи, истерики в 5 лет в большинстве случаев продиктованы нехваткой родительской любви и внимания. Посмотрите на свою семью со стороны: не пропадаете ли вы целыми днями на работе, устраиваете ли вы совместные ужины, как часто выбираетесь все вместе? Чтобы такого больше не повторялось, достаточно выкроить в своём плотном графике время на ребёнка.
Что касается самих приступов, членовредительство уже нельзя оставлять без внимания, как в 2-4 года, потому что оно может закончиться серьёзными увечьями. Нужно срочно поднять ребёнка с пола, отодвинуть подальше от стены, держа его крепко за руки, и увести куда-нибудь в тихое место. При этом не нужно сюсюкаться (он уже достаточно большой для этого) и пытаться что-то объяснять. Подождите, пока успокоится, а затем уже проводите беседу.

Педагог-психолог Геращенко В.В.

Как познакомить ребенка со множеством

Вы родители не когда не задумываетесь, пора или не пора начинать говорить с ребёнком. Вы с ним просто говорите – со дня его рождения, когда он еще и не воспринимает, кажется ничего. Проходит пять, десять месяцев, наступает момент – произнесено первое слово!
Сегодня мы с вами поговорим об одном из разделов формирования элементарных математических представлений у ребёнка, о том, как в игровой форме познакомить ребенка со множеством и попробуем сами проиграть.
Прежде чем научиться считать, узнавать цифры, ребенок дол¬жен усвоить элементарное понятие об определенной совокупности предметов — о множестве, научиться выделять в окружающей обстановке «много предметов» и «один». Эти элементарные представления и станут фундаментом дальнейших знаний.
Как же научить ребенка видеть в окружающей обстановке совокупность предметов, выделять один из них?
Первым вашим помощником могут стать произведения устно¬го народного творчества. Те самые песенки, потешки, поговорки, которые вы учили в детстве со своими мамами, бабушками, дедушками. Например, потешка «Сорока-белобока»: Сорока-белобока кашу варила деток кормила, этому дала, этому дала, этому дала, а этому не дала: ты воду не носил Каши не варил — тебе нет ничего!
Читая это произведение, следует сказать, что на руке пальчиков много — много деток у сороки. А теперь спрятались детки (со¬жми кулачок). Но вот один сороченок ротик открыл, еще один. Поощряйте все усилия ребенка и его стремление узнать новое. Постарайтесь увлечь ребенка, так как он может плодотворно заниматься только тем, что ему нравится. Принудительное обучение бесполезно.
Сравнивайте результаты вашего ребенка только с его собственными достижениями.
Не спешите, обучая ребенка! Ведь, как сказал еще в XVIII веке Жан Жак Руссо: «Чего не торопятся добиться, того добиваются обыкновенно наверняка и очень быстро. У каждого ребенка свой срок и свой час постижения».

Учитель-дефектолог группы №12: Шевченко Л.В.

 

Экологическая акция «Сдай батарейку – сохрани природу»

Тема экологической ситуации очень актуальна, современный человек производит такое количество отходов, что проблема их утилизации становиться с каждым днём всё более масштабной. Нередко можно наблюдать картину, когда обычные использованные батарейки беспорядочно разбросаны по дому, а потом выбрасываются вместе с бытовым мусором. Никому и в голову не придёт, что маленькая блестящая батарейка – источник колоссальной опасности, как для человека, так и для окружающей среды в целом.
Мы не смогли остаться равнодушными, в нашей группе проводи акция «Сдай батарейку – сохрани природу».
Мы призвали к участию родителей, провели консультацию «Утилизация батареек», раздали памятки «Мусор – это очень важно!»
Все собранные батарейки будут переданы в пункт приёма.
Выражаем глубокую благодарность родителям и ребятам, которые откликнулись на экологическую акцию и приняли активное участие.

Воспитатель группы № 2: Дидяева Т.И.

Нетрадиционные техники рисования, как способ развития творческих способностей

Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий развития детского художественного творчества – разнообразие и вариативность работы с ребенком.
Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для ребенка неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы – вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы ребенок искал новые решения и творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться.
Чтобы у ребенка не создавалось шаблона рисовать только на альбомном листе, листы бумаги могут быть разной формы: в форме круга (тарелочка, блюдце), салфеточка, квадрата (платочек, коробочка). Постепенно малыш начинает понимать, что для рисунка можно выбрать любой листок: это определяется тем, что предстоит изображать.
Разнообразить нужно и цвет, и фактуру бумаги, поскольку это также влияет на выразительность рисунков, аппликации и ставит ребенка перед необходимостью подбирать материалы для рисования, продумывать колорит будущего творения, а не ждать готового решения. Рисование, лепка, аппликация, как виды художественно-творческой деятельности, не терпят шаблона, стереотипности, раз и навсегда установленных правил.

Воспитатель группы №12: Белова Н.С.