Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «Не трогай!», «Отойди», «Нельзя», или напротив пытаются объяснить что- либо путём долгих и не всегда понятных детям наставлений. Всё это, как правило, даёт обратный результат. Если запретов будет слишком много – ребёнок не сможет выполнять их в полной мере и неизбежно будет нарушать их. Чтобы поставленные цели всегда были результативными, педагогам нужно помнить:
- Что нельзя действовать путём прямого запрета, в этом случае ребёнок не поймёт значение данного правила.
- У ребёнка должно быть достаточно времени, чтобы усвоить данное правило.
- Стараться стимулировать выполнение правил, поощрять ребёнка за их соблюдение.
- Придерживаться самим данных правил.
- Не требовать выполнения много правил и запретов
Главная задача воспитателя, учить детей навыкам безопасности жизнедеятельности: не попадать в опасные ситуации, угрожающие жизни и здоровью. Это можно делать как на занятиях в группе, так и на прогулке на участке, проигрывая ситуации, которые представляют потенциальную опасность.
1.Опасности на детской площадке. Предложите детям внимательно осмотреть участок, на котором они обычно играют во время прогулки. Что, по их мнению, опасно для здоровья? Совершая “экскурсию” от одного предмета к другому, приведите в пример реальные случаи из жизни и обсудите с детьми, каким образом можно избежать чрезвычайных ситуаций.
«Опасные» заборы. Если ребенок просунул голову в отверстие забора, и со страхом обнаружит, что обратно она не пролезает. Как правило, малыш привлекает к себе внимание громкими криками. Если это произошло, главное, не растеряться взрослому, не паниковать, чтоб еще сильнее не напугать ребенка. Если не получается освободиться самому, позовите на помощь коллегу или, исходя из сложности ситуации, вызвать помощь.
Произошедшее нужно обязательно обсудить в группе: почему так случилось, почему в данном случае должны помогать взрослые. Можно проиграть различные ситуации, чтобы дети сами искали выход и вырабатывали правила.
Бродячие животные. На территорию сада забрел «беспризорный» щенок или кот. Дети столпились вокруг него, каждому хочется приласкать, погладить бедное животное. Объясните, почему нельзя этого делать. Расскажите детям о том, что бродячие животные могут укусить, поцарапать, заразить человека опасными болезнями. Приведите примеры реальных случаев, попросите детей рассказать свои истории.
Ядовитые растения. На территории участка нередко растут колючие кустарники, жгучие травы, ядовитые растения. «Опасными» могут быть и острые ветки старых деревьев. Поэтому, воспитателю необходимо провести экскурсию по территории. Дети сами, или с помощью взрослого, решают, какие из растений они считают потенциально «опасными» и почему.
Незнакомый взрослый. Во время прогулки можно разыграть ситуацию: «Нельзя уходить с незнакомым человеком». Рассказать, как нужно действовать в этом случае. Предложить детям разыграть сценку и самим придумать правила поведения в подобных ситуациях. Также можно предложить детям рассказать о том, какие люди «опасны»: незнакомые, пьяные, агрессивные, группы подростков.
- Травмы.Очень много детей, оставшихся без присмотра воспитателя, получают травмы в детском саду, на площадке: упал с горки, получил травму от удара качелями, от спортивных снарядов, из-за плохого состояния обуви ребенка, отсутствия должного контроля и внимания со стороны взрослых. Но самая главная причина: нет предварительных разговоров с детьми, нет правил, как вести себя, чтобы не навредить самому себе.
Кроме того, необходимо регулярно проводить беседы о том, какую опасность несут в себе открытые канализационные люки, строительные площадки, арки и проходные дворы, не огражденные траншеи.
Памятка
Безопасность жизнедеятельности детей во время прогулки на свежем воздухе
– Прогулка проводится ежедневно в любую погоду за исключением неблагоприятных погодных условий.
– Продолжительность прогулки на свежем воздухе должна соответствовать физиологическим требованиям.
– Одежда и обувь детей должна соответствовать погоде.
– Во время прогулки за пределы детского сада воспитатель напоминает детям правила поведения при переходе пешеходного перехода. Такие прогулки обязательно сопровождаются двумя взрослыми, которые должны иметь аптечку и питьевую воду.
Требования безопасности перед началом прогулки
– С целью предотвращения травм необходимо тщательно проверить площадку для прогулки. Там не должно быть битого стекла, мусора, ядовитых растений, грибов.
– Перед началом прогулки воспитатель должен увлажнить и взрыхлить песок в песочнице.
– Во время прогулки воспитатель должен видеть всех детей в поле зрения.
– Воспитатель должен находиться рядом во время самостоятельной подвижной деятельности детей с использованием игрового оборудования.
– В теплое время года обязательным должно быть наличие кипяченной воды, придерживаться питьевого режима во время прогулки.
– Все игрушки и спортивный инвентарь, который используется во время прогулки, должен быть исправным и соответствовать гигиеническим нормам.
– После окончания прогулки воспитатель должен организованно завести детей в группу.
Так же очень важна необходимость постоянных контактов между педагогами и родителями. Родители помогают в облагораживании участков: проведение субботников по наведению порядка, окраска инвентаря, посадка цветов на клумбах.
Воспитатель группы №6 Пензина Т.А.