Аутизм и наши дети

  Каковы причины развития аутизма? В настоящее время причины развития аутизма не известны. Ни одна из предложенных на данный момент гипотез о развитии этого нарушения  не имеет полного обоснования.

  Тем не менее, достоверно известно, что аутизм не может быть вызван непониманием в семье или плохими взаимоотношениями между ребенком и родителями.  Ни родители ребенка, ни сам ребенок не могут быть виноваты в появлении этой болезни.

  Исследователи аутизма полагают, что чаще всего в основе этого нарушения лежит сочетание генетических факторов и неблагоприятных воздействий внешней среды (таких как, осложнения во время родов, инфекционные заболевания у беременной женщины, воздействие токсических веществ на беременную и пр.) Причем в некоторых случаях бывает так, что на фоне казалось бы вполне нормального развития до 2-х лет, вдруг после двух лет, одна за одной появляются странности в поведении и стремительно развивается аутизм. Также он может развиться, как утверждают некоторые исследователи, при чрезмерном увлечении компьютерными играми, токсическими веществами, а также на развитие аутизма может повлиять черепно-мозговая травма или другое стрессовое обстоятельство. Вполне возможно, что эти внешние причины могут просто наложиться на скрытые внутренние и в совокупности они образуют аутизм.

  Многие родители задаются вопросом, как вести себя с ребенком- аутистом. Ниже приведено несколько советов для родителей:

  1. Будьте логичны и последовательны. Если вы избрали определенную модель поведения с ребенком – придерживайтесь ее. Изменение вашего поведения приведет ребенка в растерянность и неблагоприятно скажется на его эмоциональном состоянии.
  2. Будьте терпеливы. Поведение вашего ребенка не изменится за один день или за неделю. Можете завести дневник, в котором будете записывать все (даже небольшие) успехи ребенка. Эти записи будут напоминать вам о том, что вы движетесь в правильном направлении.
  3. Не наказывайте ребенка. Ребенок, больной аутизмом, не способен провести параллель между плохим поведением и наказанием, поэтому просто не поймет, за что его ругают.
  4. Делайте с ребенком физические упражнения: они помогают снизить стресс и приносят положительные эмоции. Например, большинство детей с аутизмом любят прыгать на батуте.
  5. В течение дня устраивайте ребенку перерывы, во время которых он сможет побыть один. Вы можете оставить его в детской комнате, во дворе и т.д. Обязательно позаботьтесь о том, чтобы ребенок находился в безопасной обстановке и не мог себе навредить.
  6. Приобретенные ребенком новые навыки проявляются не сразу. Иногда ребенок, научившись определенному действию (например, ходить в туалет дома) не сразу может применить его в других областях своей жизни (на пример, пойти в туалет в школе). Показывайте ребенку, в каких еще ситуациях он может использовать свои навыки.
  7. Постоянно повторяйте пройденное, чтобы ребенок не забывал полученные навыки и знания. В периоды стрессов и болезней ребенок может вернуться к своему первоначальному поведению.
  8. Разговаривайте с ребенком медленно, ясно и спокойно. Лучше использовать короткие предложения, в начале которых произносить имя ребенка, чтобы он понял, что обращаются к нему.
  9. Если ребенок затрудняется ответить вам словами, найдите другие способы общения, например, с помощью картинок или фотографий.
  10. Хвалите ребенка, когда он делает успехи. Это может быть словесная похвала, либо награждение любимой игрушкой, просмотром любимого мультфильма и т.д.

Как помочь ребенку научиться общаться?

Общение подразумевает обмен вербальными (с помощью слов) и невербальными (с помощью жестов, мимики) сообщениями между людьми. Большинство детей с аутизмом имеют затруднения при общении с другими людьми. Вот несколько советов, которые могут вам помочь:

  1. Даже если ваш ребенок не способен общаться с помощью слов, он все еще может поддерживать контакт с окружающими с помощью звуков, взгляда, жестов, картинок, предметов. Постарайтесь найти способ общения, подходящий вашему ребенку, попробовав по очереди все возможные варианты.
  2. Если ребенок не может самостоятельно сообщить о том, что ему нужна помощь, для родителей бывает соблазнительно сделать что-то вместо ребенка. Например, мама не ждет, пока ребенок постарается сам завязать шнурки и завязывает их за ребенка. Так поступать не желательно, так как вы не развиваете у ребенка инициативу. Лучше сначала спросить, нужна ли ребенку помощь и при получении положительного ответа можете помочь.
  3. Старайтесь вовлечь ребенка в игры с другими детьми. Дети с аутизмом стремятся играть в одиночестве, поэтому родители должны стимулировать его общаться с другими детьми. Даже если ваш ребенок злится на других детей – продолжайте попытки приобщить его к игре. Злость и раздражение – это тоже способ общения и выражения своих эмоций. Вскоре ребенок поймет, что общаться с другими детьми может быть интересным.
  4. Не торопите ребенка, когда он выполняет свои повседневные задачи. Детям с аутизмом требуется несколько дополнительных минут для того, чтобы осмыслить свои действия.
  5. Во время игр с ребенком будьте его партнером, а не лидером. По мере развития навыков общения необходимо также формировать у ребенка инициативу.
  6. Всегда хвалите ребенка, когда он начинает общение самостоятельно. Вскоре он поймет связь между похвалой и своими действиями.
  7. Создавайте повод для общения. Если у ребенка есть все, что ему надо, у него не будет стимула что-то просить у взрослых, и, соответственно, общаться.
  8. Позвольте ребенку самому определить, когда пора закончить игру или занятие. Следите за мимикой ребенка – она может подсказать вам, когда ребенок устал или ему надоело играть с вами. Если ребенок не может самостоятельно выразить словами, что он устал, подскажите ему фразы, которые помогут вам понять друг друга, например «Хватит», «Все». 

Педагог -психолог: Геращенко В.В.