Адаптация ребёнка к школе

Что меняется в жизни ребенка, когда он идет в школу.
Через несколько месяцев ваш ребёнок станет первоклассником. Учителя, домашние задания, оценки, новые друзья – скоро это станет частью жизни вашего ребенка. Чтобы школьные дни стали приятными и позитивными важно понять, что изменится в жизни ребенка.
У ребенка меняется позиция в семье. В дошкольном возрасте семья – место, где происходят все важнейшие события в его жизни. Когда ребенку исполняется 7 лет семья становиться тылом, местом, куда ребенок приходит отдыхать после “подвигов” в школе.
Изменяется положение ребенка в обществе. Теперь его основная деятельность – обучение и это важно для семьи, общества и будущего. Он гордится тем, что он ученик.
Вы замечаете, как гордо ребята идут с только что купленным портфелем в руках, как много задают вопросов о школе.
Ребенок оказывается в новом для себя мире. Все не так как в детском саду, он выстраивает новые отношения с окружающими и сами собой.
К ребенку предъявляются новые требования: регулярно ходить в школу, соблюдать режим школьного дня, соответствовать требованиям учителя, встречаться с оценкой своей деятельности. На основе этой оценки во многом складывается отношение окружающих и самооценка. Одноклассники становятся партнерами по деловому, учебному взаимодействию, а не только сверстниками, с которыми можно поиграть, повеселиться. Взамен ребенок обретает большую свободу, которая дает ему больше право выбора личного времени.
Этапы адаптации к школе:
Давайте разберем, что такое адаптация, какие этапы проходит ребенок при адаптации к школе? Адаптация первоклассника к школе может длиться от двух до шести месяцев.
1-3 неделя. Переходное время, когда основные силы первоклассника тратятся не на учебу, а на адаптацию к школьному режиму. Такая работа отнимает много сил – физических и психологических. В этот период дети могут болеть, возможно, нарушение сна, снижение аппетита, повышенная утомляемость. Дети переживают изменения образа жизни, что может сказаться на самочувствии.
4- 5 неделя. Организм ребенка находит оптимальные реакции на новые условия. Первоклассник начинает находить оптимальные формы поведения, способы взаимодействия с учителем, одноклассниками. Реакции становятся более спокойными. Он физически приспосабливается.
6-7 неделя. Организм находит наиболее подходящие варианты реакции на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем.
Рекомендации, которые помогут в период адаптации:
Мы хотим поделиться рекомендациями, которые помогут ребенку в период адаптации к школе.
Проводите с ребенком больше времени. Старайтесь самостоятельно отводить и забирать ребенка из школы. Первое время не оставляйте ребенка на продленке. Соблюдайте режим дня. Ребенок 7 лет должен спать около 12 часов в сутки.
Проводите активно время на свежем воздухе.
Не перегружайте ребенка занятиями и кружками. Они должны нравиться ребенку.
Помогите ребенку найти друзей. Прочитайте вместе с ребенком книгу. Учите ребенка учиться. Помогайте ребенку выполнять задания, но только до того момента, когда он сможет выполнять эти действия сам. Установите правило, после небольшого перерыва сначала сделать уроки и потом отдыхать.
Убедитесь, что ребенок понял домашнее задание.
Дайте выполнить задание самостоятельно.
После выполнения проверьте, разберите ошибки.
Сохраняйте позитивный настрой. Вселяйте в ребенка веру в успех. Рассказывайте интересные истории из своей школьной жизни. Не обращайте внимание на небольшие сложности, настраивайте себя и ребенка, что их можно легко решить, преодолеть.
Можно выражать недовольство конкретными действиями ребенка, но не им в целом.
Ты невнимательно прочитал задание, попробуй еще раз.
Хвалить и поощрять ребенка следует не за общие его успехи, а за конкретные достижения, подчеркивая значимость того или иного умения
Как красиво ты написал!
Ты такой самостоятельный! Портфель сложил сам и ничего не забыл! Здорово!
Приучайте ребенка к ответственности и самостоятельности. А главное, будьте спокойными и уверенными в ребенке, это создает особую теплую атмосферу отношениям, которая так необходима первокласснику.

Учитель-дефектолог группы №4: Ступакова Л.В.