В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог в нашем ДОУ ищет новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности, которые были бы интересны детям, соответствовали бы их возрасту и наиболее эффективно бы решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи.
Одним из таких средств обучения дошкольниковв является лэпбук или иными словами тематическая или интерактивная книга.
Лэпбук – разновидность метода проекта. Создание лэпбука содержит все этапы проекта:
- целеполагание (выбор темы)
- разработка лэпбука (составление плана)
- выполнение (практическая часть)
- подведение итогов
При создании лэпбука необходимо учесть:
эстетичность (должно появиться желание взять лэпбук в руки)
долговечность (помни, с лэпбуком будут заниматься дети, он должен быть крепким)
минимум подписей (никаких методических рекомендаций, больших текстов с описаниями, лишней информации)
приветствуется большое количество удобно открываемых кармашков с разными «сюрпризами»
результате использования лэпбука у детей развиваются универсальные умения, такие как :
умение планировать предстоящую деятельность;
договариваться со сверстниками;
распределять обязанности;
искать нужную информацию, обобщать ее, систематизировать;
самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;
принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;
используя устную речь, выражать свои мысли и желания.
Форма лэпбука может быть разной:
стандартная книжка с двумя разворотами;
папка с 3-5 разворотами;
книжка-гармошка;
фигурная папка.
В содержимое лэпбука могут входить:
– стандартные кармашки;
– обычные и фигурные конверты;
– кармашки-гармошки;
– кармашки-книжки;
– окошки и дверцы;
– вращающиеся детали;
– высовывающиеся детали;
– карточки;
– стрелки;
– пазлы;
– чистые страницы для дальнейшего пополнения лэпбука и т.д.
Значимость и преимущества технологии «лэпбук»:
активизирует у детей интерес к познавательной деятельности;
позволяет самостоятельно собирать нужную информацию (в старшем возрасте);
развивает креативность, творческое мышление, мелкую моторику, речь;
помогает разнообразить занятия, совместную деятельность со взрослым;
помогает детям лучше понять и запомнить информацию (особенно если ребенок визуал);
позволяет сохранить собранный материал;
объединяет педагогов, детей и родителей;
способствует организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования;
способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми;
обеспечивает реализацию партнерских взаимоотношений между взрослыми и детьми;
способствует творческой самореализации педагога.
Учитель-дефектолог группы №5 Кузьминова Э.Ю.