Значение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста
на занятиях по изодеятельности
Развитие мелкой моторики в изобразительной деятельности представляет сложный процесс, и при том, его структурные и динамические особенности изменяются в зависимости от поставленной изобразительной задачи, различных стадий работы применяемых способов его выполнения и корректирования.
В процессе изобразительной деятельности идёт интенсивное развитие мелкой моторики, что является одним из важных психологических факторов. Подтверждение этому служат виды изобразительной деятельности, включающие такие занятия, как рисование, лепка, аппликация. Каждое из этих занятий в нашем саду даёт возможность развитие мелкой моторики, так например, при работе с различными инструментами и материалами развивается координация движения, дифференцированность, согласованность движений пальцев рук, регулируется сила мышечных усилий, руки приобретают уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими и пластичными, что важно для подготовки руки к письму.
В процессе изобразительной деятельности, мелкая моторика рук развивается в зависимости от особенностей каждого ребенка, своеобразия материала и приемов работы с ним.
Развитие мелкой моторики у детей в нашем детском саду является неотъемлемой частью педагогического процесса в развитии координации движения рук как средство повышения творческой активности дошкольников в разных видах изобразительной деятельности. Систематическая работа по тренировке движений пальцев является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. У детей улучшается внимание, память, восприятие, мышление, воображение. Эта работа осуществляется через разные виды деятельности:
- Раскрашивание
- Штриховка
- Рисование
- Лепка из пластилина и солёного теста
- Песочная терапия
- Игры с мелкими предметами
- Игры с ЛЕГО
- Игры с руками – настольный театр
- Пальчиковые упражнения
Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у наших воспитанников формирует не только все психические процессы, но и способствует развитию художественно-творческих способностей. А так же формирует трудовые навыки и умения, путём системного воздействия на общую и мелкую моторику. А разработанный цикл тематических занятий в каждой группе позволяет развить творческие задатки ребят, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества.
Изобразительная деятельность способствует психическому развитию ребенка и интенсивному развитию мелкой моторики, что является одним из важных психологических факторов. Поэтому изобразительная деятельность, является одним из компенсаторных путей развития и воспитания детей, который проявляется как на этапе развития мелкой моторики, так и на этапе практической изобразительной деятельности дошкольников.
Развития мелкой моторики через различные техники включает в себя эффективные средства коррекции психофизического развития дошкольников, способствующие:
– снижению основных проявлений недоразвития зрительно – моторной координации, двигательной расторможенности;
– повышению уровня развития психомоторных процессов;
– способствующие развитию точности движений пальцев рук, развивающие глазомер, художественный вкус и творческие способности.
– обучающие различным приёмам работы с бумагой, краской, пластилином;
– совершенствующие трудовые навыки, формирующие культуру труда, обучающие аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.