Развивайте речь ребёнка!
Для маленького ребенка каждый день несет с собой открытия, имеющие, исключительную важность для формирования его личности – это и информация, которую дети получают из книг, наблюдения за явлениями природы, и, конечно, это и общение с взрослыми и детьми.Пятилетних называют, «почемучками». Все их вопросы направлены на утоление жажды познания – как можно быстрее все узнать, все постичь. Вопросы «зачем?», «почему?», «когда?» так и сыплются на родителей. Почему идет дождь, гремит гром, почему не падает солнышко, когда бывает завтра, откуда берутся реки, моря и многие другие вопросы. Не отмахивайтесь от детских вопросов, не отделывайтесь игрушкой, мультфильмом или «вырастешь- узнаешь», ответ требуется сегодня
Да, утомительно отвечать на вопросы детей. Но ответить надо, и отвечать терпеливо, серьезно. Не удовлетворяя детские «почему», мы глушим любознательность, не даем поводов к дальнейшему размышлению, тормозим развитие речи.
В одной семье сын – дошкольник без конца задавал вопросы отцу. Он спрашивал «почему» даже после того, как, по мнению отца, дан был исчерпывающий ответ. Отец не понимал, что сыну важно было не только получить ответ на интересующие его вопросы. Это был способ продлить общение с отцом, которого ребенок редко видел. Однажды на очередное «почему» сына отец ответил: «Потому что перпендикуляр». Ребенку было непонятно значение брошенного слова, но он уловил интонацию, с какой оно было сказано. Сын стал меньше задавать вопросов, но отец этого не заметил. Как – то ребенок оставил игрушки неубранными: «Костик, ты почему не убрал игрушки?- спросил отец. «Потому что перпендикуляр!» – четко выговаривая новое слово, ответил сын. Этот урок, преподанный сыном, заставил отца пересмотреть свое отношение к общению с мальчиком.
Мне бы очень хотелось, чтобы и для Вас, наши дорогие родители этот пример стал уроком.
В повседневном общении с ребенком мы обогащаем его словарь. Ненавязчиво, без принуждения, можем многому научить.
Поиграйте с ребенком по пути в детский сад или домой в игры «Кто больше назовет», «Кто больше скажет о предмете», «Что из чего сделано» (их можно придумать вместе с ребенком). Здесь требуется назвать не только вещь, предмет, игрушку, явление, но как можно полнее описать, перечислить признаки и качества, детали, заменить цвет и его оттенки (небо синее, голубое, темно-синее, черное). Игра будет интересней, если играющий взрослый наравне с ребенком по очереди описывает находящиеся вокруг предметы, усложняя раз за разом игры подобного типа. («Что бывает легким, тяжелым, узким, широким, длинным, круглым»). Правомерен вопрос матери, отца: «Где найти время занятий с ребенком?».
Проведение такого вида игр не требует дополнительного времени. Играть можно по дороге в детский сад и обратно, вечером на кухне во время приготовления ужина, во время прогулки, одевания, раздевания. Используйте подходящие ситуации для того, чтобы поиграть, поговорить с ребенком, обогащайте его словарь, развивайте речь.
Например, прогуливаясь вместе по лесу, обратите внимание на красоту деревьев, опишите их вместе с ребенком, познакомьте с названием. Поиграйте в игру «Найди дерево по листочку», «Угадай, что где растет?», познакомьте ребенка с названием деревьев (сосна, ель, береза, липа, клен).
Предложите ребенку спрятаться за сосну, а теперь за березу. Сравнить сосну и березу: чем они похожи, чем отличаются, как одним словом назвать их? Загадайте загадки, пословицы и при случае используйте их в разговорах с ребенком.
Большую помощь в развитии речи ребенка оказывает чтение художественной литературы. Значение яркого образного языка стихов, сказок, рассказов трудно переоценить. Они обращены к сердцу и чувствам дошкольников.
Пусть ребенок слушает и заучивает стихи о природе, Родине, о труде людей: А. С. Пушкина, Ф. Тютчева И. Никитина, С. Есенина и других. Читайте русские народные сказки, сказки других народов. Многие поколения детей воспитываются на сказках К. Чуковского, С. Маршака, С. Михалкова, братьев Гримм, Перро, Андерсена.
Успехов Вам и терпения!
Учитель-дефектолог группы №2 Колесникова Н.Ю.