Подсказки для педагогов и родителей по теме: «Игровые упражнения для предупреждения предпосылок оптической дислексии у дошкольников»

Развитие зрительного восприятия

Дислексия –  частичное нарушение процесса чтения, вызванного поражением или недоразвитием речевых отделов центральной нервной системы. Дети, страдающие оптической дислексией,  испытывают  затруднения в восприятии и понимании текстов, что выражается в замедленном характере чтения, частых несовпадениях воспроизводимого текста и оригинала.

Процесс нормального речевого развития ребенка протекает по строго определенным этапам, в которых одно звено служит фундаментом для формирования последующего этапа. Выпадение какого-то звена препятствует нормальному речевому развитию. Это выпадение необходимо вовремя заметить  и устранить причины проявления более грубых отклонений.

Именно поэтому ученые разработали систему упражнений по устранению предпосылок оптической дислексии, которая включает четыре направления работы:

* развитие зрительного восприятия;

* развитие зрительной памяти;

* развитие зрительного анализа и синтеза;

* формирование пространственных представлений.

Игры и упражнения, направленные на развитие зрительного восприятия

 Игровое упражнение: «Найди игрушку»

Покажите ребенку рисунок с изображением трех рядов игрушек, в каждом ряду игрушка поставлена не так, как другие;  цветные карандаши (фишки)

Инструкция: «Посмотри внимательно на этот рисунок и найди среди нарисованных игрушек те, которые поставлены не так, как другие. После того как найдешь, раскрась (закрой фишкой) их».

Игровое упражнение: «Рассели игрушки»

Предложите ребенку игрушки или изображение мишек и домов (ящиков), в которых они должны жить (прятаться),  цветные карандаши.

 Инструкция: «Посмотри внимательно у каждой из этих игрушек есть свой домик (ящик), подходящий по размеру, найди его, а затем соедини их линиями, используя цветные карандаши».

Игровое упражнение: «Дорисуй игрушки»

Предложите ребенку рисунок с изображением двух пред, у которых одна половина нарисована пунктирной линией; цветные карандаши.

Инструкция: «Посмотри внимательно на этот рисунок. Художник начал рисовать игрушки, но ему пришлось уйти, и он их не дорисовал. Давай поможем ему и дорисуем их.  Возьми карандаш и по пунктирным линиям соедини, а потом раскрась цветными карандашами».

Игровое упражнение: «Чего не хватает?»

Предложите ребенку рисунок с изображением нарисованных предметов; цветные карандаши.

Инструкция: «Посмотри внимательно, художник не успел дорисовал картинки,  так как хотел, чтобы ты сам это сделал. Возьми простой карандаш и дорисуй, а потом раскрась все игрушки в разные цвета: верхнюю справа в синий цвет, нижнюю справа – в зелёный, а левую снизу – в желтый»

Игровое упражнение: «Найди одинаковое»

Предложите ребенку рисунок с изображением рыбок; цветные карандаши.

Инструкция: «Посмотри внимательно на рисунок. Найди среди всех рыбок одинаковых и раскрась их одним цветом (желтым).

Игровое упражнение: «Перечеркнутые изображения»

Предложите ребенку рассмотреть рисунок с изображением предметов, перечеркнутых линиями; цветные карандаши

Инструкция: «Посмотри внимательно на рисунок. На нем изображены разные предметы, но этот рисунок был испорчен, так как попал к малышу, который пытался рисовать на этом листе. Назови эти предметы и раскрась (при необходимости помогите ребенку).

Игровое упражнение: «Дорога в лес»

Предложите ребенку рисунки с изображением дорог разной длины и ширины; цветные карандаши.

Инструкция: «Посмотри внимательно на рисунки и постарайся определить длинную и короткую дороги. Кто идет по длиной, а кто по короткой. Раскрась длинную дорогу в красный цвет, а короткую – в синий. А теперь внимательно посмотри и покажи, какая из них узкая и широкая».

В заключении хочется подчеркнуть важность более раннего выявления и коррекции предпосылок оптической дислексии. Это убережет дошкольников от будущих непреодолимых трудностей в освоении грамотой, негативного отношения  к  школьному обучению.

Учитель-дефектолог группы №12: Шевченко Л.В.