В последнее время достаточно успешно внедрена федеральная программа по работе с детьми инвалидами, посещающими индивидуальные занятия учителей-дефектологов. Опыт работы с детьми, имеющими полиморфные нарушения в развитии показал, что нарушение внутрисемейного взаимодействия отражается на психическом здоровье всех членов, и в большей степени – на здоровье детей.
Какие бы изменения ни происходили на коррекционных занятиях, они приобретают значение для развития личности ребенка лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию. Никакая позитивная динамика в ходе коррекционного процесса не может привести к достижению планируемого в программе эффекта, если изменения в поведении, установках, эмоциональных состояниях ребенка не находят понимания и отклика у его родителей и у ближайшего социального окружения, если значимые для ребенка близкие взрослые не видят истинного смысла этих изменений.
Осознавая важность сотрудничества с родителями, повышения родительской компетентности в вопросах воспитания и развития детей, анализируя стабильность динамики и ее зависимость от настроя и поведения родителей, необходимо изменить организацию воспитательного процесса путем включения в него родителя.
1.Совместная работа начинается с консультации
– Информирование родителя об особенностях возрастного и функционального развития ребенка данного возраста, индивидуальных особенностях конкретного ребенка, трудностях в его развитии и его сильных сторонах.
– Обосновывается необходимость проведения коррекционной работы, и создаются предпосылки для принятия родителем решения об участии в ней.
– Информирование специалиста условно-вариативного прогноза на ближайшую перспективу.
– Выработка конкретного сценария преодоления трудностей в развитии (цели, задачи программы, методы, ожидаемые результаты). Родитель получает ясные представления о характере и мере своего участия.
Немаловажно разрушить иллюзию возможности магического, волшебного разрешения всех проблем развития и воспитания ребенка в результате посещения коррекционных занятий. Необходимо помочь родителям сформировать адекватные ожидания в отношении результатов работы. Уместно подчеркнуть решающую роль самих родителей для обобщения и закрепления результатов.
- Индивидуальные занятия с ребенком с обязательным участием родителя.
– Перед началом каждого занятия родителю дается рекомендация изучить тактику поведения специалиста при взаимодействии с ребенком на занятии. – Родитель имеет возможность наблюдать за действиями педагога.
Ситуация необходимости совместного решения родителем и ребенком познавательных задач – оптимальная модель, помогающая родителю освоить важные правила взаимодействия с малышом:
- последовательность, адекватность инструкций;
- участие в деятельности (а не руководство деятельностью);
- промежуточный контроль (а не контроль результата);
- своевременная помощь (по принципу «помогаю, но не делаю за него»);
- отслеживание эмоционального состояния ребенка;
- предоставление возможности ошибаться;
- терпимость к неудачам при выполнении заданий, адекватное реагирование на них.
Таким образом, результатом включения родителей в коррекционный процесс являются создание социальной микросреды, оптимальной для гармоничного развития ребенка.
Учитель-дефектолог группы № 12 Шевченко Л.В.