Основные компоненты, которые входят в процесс обучения грамоте:
- сформированность звуковой стороны речи, т. е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров);
- сформированность фонематических процессов, т. е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
- готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи, т. е. уметь определять, где находится данный звук (начало, середина, конец, последовательно называть звуки в слове, уметь из отдельных звуков составить слово и т. д.
- знать термины: звук, слог, слово, предложение, гласные звуки, согласные, твёрдые, мягкие, глухие, звонкие и уметь их дифференцировать.
- умение работать со схемой слова, предложения, разрезной азбукой
Как легко и без напряжения подготовить ребенка к обучению в школе? Как научить ребенка читать? Такие вопросы постоянно задают родители 5-6 летних детей. Играйте с детьми!!
Игра – одно из самых ярких и светлых воспоминаний детства, ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Она влияет на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, всех познавательных процессов.
Существует трёхступенчатая мотивация игры: «хочу!» – «надо!» -«могу!». Именно это является основным механизмом её влияния на личность, секретом самовоспитания. Отсюда легко вывести направления педагогического руководства игровой деятельностью:
- Вовлекать детей в игру, использовать особые приемы, побуждающие желание играть (“хочу играть»);
- Помогать действовать по правилам и решать игровые задачи («так надо»);
- Развивать творческий потенциал ребёнка в процессе игры, способствовать появлению адекватной самооценки и чувства «могу!».
В ходе игры дети незаметно для себя выполняют различные действия, игра ставит их в условия поиска, пробуждает интерес к победе, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Для выработки практического навыка деления слов на слоги рекомендую проводить с детьми следующие игры:
«Договори слово», «Магнитофон», «Кто больше?», «Добавь слог». Взрослый произносит первый слог, а дети – второй (ши-на, ми-на, пе-на, сум-ка).
«Эхо» дети повторяют вторую половину слова (неза-будка, дети – будка-будка; бала-лайка, дети – лайка-лайка и т. д., или произносят слово, отсекая первый звук (смех-мех, экран-кран, олень-лень, клещ-лещ, коса-оса).
«Где спрятался звук?», «Какой звук заблудился?», «Чей голосок?», «Живые буквы», «Кто больше?» – эти игры развивают фонематический слух, память, внимание, наблюдательность, формируют умение сознательно выполнять звуковой анализ слова.
«Какие звуки потерялись? («Р», «Л»)».- Землю роет старый к…от (крот, под землёю он живёт. – Прыгал птенчик по дорожке, и клевал большие к…ошки (крошки).- В зоопарке живёт с…он (слон, словно дом, огромен он.
«Закончи предложение» дети учатся строить полные, логически завершённые предложения, поочерёдно удлиняя предложение на одно слово.
«Цепочка слов» развивается фонематический слух, активизируется словарь. Ребёнок называет слово, взрослый изменяет лишь один звук в предыдущем слове. Например: мышка – мишка – мошка – кошка – корка; форма – ферма – фирма.
Чтобы дети лучше запоминали буквы, им можно предложить пофантазировать: на что она похожа, выложить её из счётных палочек, вылепить из пластилина, нарисовать, выщипать из бумаги, вырезать из вдвое сложенного листка.
«Найди и назови букву»
Из картона вырезать буквы. Картонные буквы прикрепить к разным предметам в общей комнате или комнате ребенка, где вы с ним занимаетесь. Принцип прикрепления таков: с какой буквы начинается название предмета, такая и буква прикрепляется.Например: «шкаф» — «ш», «стол» — «с», «тумба» — «т», и так далее. Можно некоторые буквы оставить: мамы, папы, брата. Например: «Алла» — «А», мама, «Коля» — «К», папа, нарисовать портреты родственников к этим буквам. Очень полезно находить в окружающей обстановке предметы, похожие на буквы, а также дорисовывать буквы, «превращая» их. Буква «с» похожа на месяц, «о»– на обруч, «п» -на ворота. Можно находить знакомые буквы в вывесках на улице, в книгах с крупным шрифтом.
«Архитектор»
Приготовить карточки из бумаги и на каждой карандашом нарисовать контур буквы, а ребенок пусть ее раскрасит. Каждую карточку разрезать на 2-4 части и перемешать, а ребенка попросить сложить букву и назвать ее.
«Дорисуй букву»
Для каждой буквы создается образ. Например, букве «а» дорисуем трубу, двери, окно — получится «дом». Буквы должны быть крупные.
Игра «Узнай букву»
Ребенок должен узнать и обвести буквы, написанные точками.
Игра «Что неправильно»
Ребенок находит буквы в ряду, которые написаны неправильно.
Игра «Найди и подчеркни»
Предложите ребенку найти и подчеркнуть (обвести кружком) определенную букву в тексте. Можно использовать для этой игры ненужные газеты, рекламные листы. Шрифт должен быть крупным.
Игра «Алфавитный дартс»
Повесить на стену плакат – азбуку. Бросая небольшой мячик в определенную букву, назвать ее.
Рекомендация родителям
Помогать детям действовать по правилам и решать игровые задачи.
Развивать творческий потенциал ребенка в процессе игры, способствовать появлению адекватной самооценки и чувства «Могу!».
Играть вместе с ребенком, быть в игре равноправным партнером.
Не выполнять, а только помогать ребенку выполнить задания.
Давать возможность ребенку самому справиться с трудностями, оказывать помощь незаметно, проявлять терпение.
Учитель-дефектолог группы № 9: Морозова М. Ф.