Песочная терапия – это интересная, захватывающая игра для ребёнка, открывающая новые способы познания мира

Многие слышали о таком методе, как песочная терапия, но не все знают, что это такое. Во время песочной терапии у человека есть возможность создать мир, который отвечает его внутреннему состоянию. С помощью этого творческого процесса он показывает, что происходит в его душе, используя песок, воду и маленькие фигурки. Для детей песочная терапия используется, начиная с 4х лет.
Психологи говорят, что во время игры с песком, ребёнок может сказать то, что он чувствует и переживает, но не может выразить словами. С помощью игры его опыт будет услышан и понят. Ребёнок делает свой мир в песочнице и обсуждает это с психологом, таким образом, выражая чувства, которые есть у него на данный момент. Выражая и решая трудности через игру, у детей отпадает необходимость выражать их через негативное поведение, или с помощью физических симптомов. Но тут очень важна взаимосвязь с родителями. Неправильно думать, что можно отдать ребёнка на песочную терапию как на «починку». Родители тоже должны что-то менять в себе, семье, в своём отношении.
Родителям песочная терапия полезна тем, что они лучше поймут своего ребёнка, позаботятся о его душевном здоровье. Ребёнку – может помочь тем, что он «проиграет» свои страхи, трудности, научится быть более самостоятельным.
Для родителей важно знать, что взрослый не может в присутствии ребёнка изымать фигурки из песочницы, перестраивать картину или высказывать оценочное мнение. Внутренний мир ребёнка хрупок и только строгое соблюдение этического кодекса могут защитить ребёнка от психических травм.
Очень часто задают вопрос: как научить ребёнка играть с песком аккуратно? Как запретить кидать песок в глаза товарищу? Как объяснить, что нельзя рушить созданное другим? Чтобы избежать нравоучений, надо познакомить ребёнка с правилами и постоянно проговаривать их перед началом игры. Этот ритуал правил создаётся вместе с детьми.
Например: Вредных нет детей в стране
Ведь не место им в песке!
Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться!
Стран чужих не разорять!
Можно строить и чудить.
Можно много сотворить:
Горы, реки и моря,
Чтобы жизнь вокруг была.
В дальнейшем повторяя ритуал входа в страну песка, дети запоминают эти простые правила и игры проходят без происшествий. Взрослый говорит: «Посмотри, наша песочница заполнена песком. У неё есть один секрет: если мы с тобой раздвинем песок, то обнаружим голубое дно. А с помощью воды сухой песок легко превращается во влажный. Мы можем создать любой ландшафт: и горный, и холмистый и равнинный, здесь всё во власти нашей фантазии. А ещё обрати внимание, здесь много фигурок, мы их можем рассмотреть, подержать в руках.
Как сформулировать тему?
Сказочный герой задаёт тему игры, от его лица ведётся увлекательный рассказ о каком-либо событии, он формулирует задания и контролирует весь игровой процесс. Завершая работу в песочнице, ребята разбирают свои постройки, убирают игрушки, разравнивают песок, кладут ладони на поверхность песка и произносятся слова благодарности сказочному герою песочной страны, например: В ладошки наши посмотри-
Мудрее стали ведь они!
Спасибо милый наш песок
Ты всем нам подрасти помог!

 

Педагог-психолог Геращенко В.В.